Стр. 21 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

КАРЬЕРА БОРИСА
17
в Москве толпы служилых князей, или «княжат», как называл их
Грозный.
Собирание великорусских земель под властию Москвы со-
провождалось обычно тем, что князья, владевшие этими зем-
лями, оказывались и сами в Москве. Если они не убегали по
своей доброй воле от великорусских государей в Литву и если
их не выгоняли сами государи, то им некуда было деться, кроме
Москвы. Они приходили туда, били челом великому государю
в службу и «приказывались» ему со своими княжествами; вели-
кий же государь их жаловал, в службу принимал, а потом, по-
лучив от них их волости как политическое владение, жаловал
князей их же волостями «в вотчину», то есть передавал им их
волости в потомственное частное обладание. Так совершалось
превращение «государя князя» в служилого человека, «холопа»
великого государя Московского. После того как московские
власти водворяли в княжой волости свои порядки и извлекали
из нее все, что там понадобилось великому государю, волость
передавалась в распоряжение ее наследственным владельцам
уже на новых основаниях: она превращалась в простое льготное
владение, где владельцы обладали иммунитетом и величали себя
по-старому «государями», перестав быть ими на деле. С горьким
сарказмом рассказывает о подобном превращении Ярославля
в московскую волость ярославский летописец, местный патри-
от. Под 1463 годом сообщает он об открытии мощей ярослав­
ского великого князя Федора Ростиславича с двумя сыновьями
и говорит: «Сии бо чудотворцы явишася не на добро всем кня-
зем Ярославским: простилися со всеми своими отчинами навек,
подавали их великому князю Ивану Васильевичу, а князь вели-
кий против их отчины подавал им волости и села; а из старины
печаловался о них князю великому старому [Василию Темному]
Алексий Полуектович, дьяк великого князя, чтобы отчина та не
за ними была. А после того в том же граде Ярославли явися но-
вый чудотворец Иоанн Агафонович, сущей созиратай Ярослав-
ской земли: у кого село добро, ин отнял, а у кого деревня добра,
ин отнял да отписал на великого князя ю; а кто будет сам добр,
боярин или сын боярской, ин его самого записал. А иных его
чудес множество не мощно исписати, понеже бо во плоти сущей
дьявол». В этой скорбной повести указано на то, что ярослав­
ские князья от Москвы получили даже не свои старые земли,
а в их замену, «против их отчины», новые волости и села.
Большим гнездом мелких и бедных землевладельцев осели они
в XVI веке при московском дворе после разгрома их княжения
московскими «чудотворцами» вроде Алексея Полуектовича и
Ивана Агафоновича. Понятно, какие они питали чувства к этим