ГЛАВА ПЕРВАЯ
10
от обвинения в покушении на царевича, А. А. Краевский (1836)
с общей панегирической характеристикой Бориса и П. В. Пав-
лов (1850) с его указанием на положительное значение всей де-
ятельности Годунова как правителя и политика. Позднее в пользу
Бориса по разным поводам высказывались К. С. Аксаков (1858),
Е. А. Белов (1873), А. Я. Шпаков (1912) и некоторые другие пи-
сатели. Нельзя, однако, скрыть, что если не враждебны, то во
всяком случае очень холодны к Борису остались такие авторитет-
ные исследователи, как С. М. Соловьев и В. О. Ключевский. Од-
нако их историческая прозорливость позволила им рассмотреть
в Борисе не одни черты драматического злодея, но и качества ис-
тинно государственного деятеля. Со времени именно «Истории»
Соловьева Борис стал предметом не столько обличения, сколько
серьезного изучения. Быть может, дальнейшие успехи историо-
графии создадут Борису еще лучшую обстановку и дадут его «мно-
гострадальной тени» возможность исторического оправдания.
II
Нетрудно собрать данные для «послужного списка» Бориса
Федоровича Годунова; их сохранилось немного. Происходил он
из рода «исконивечных» московских служилых «вольных слуг»,
которые гордились тем, что они «исконивечные государские
ни у кого не служивали окромя своих государей». По родослов-
ному преданию (которого никто не оспаривал) предком Году-
новых был ордынский мурза Чет, приехавший около 1330 года
из Орды служить великому князю Ивану Калите и крещенный
с именем Захария. Кроме Годуновых от Чета пошли столь «чест
ные семьи», как Сабуровы и Вельяминовы. Если это не была
самая вершина московской знати, то во всяком случае это был
слой, близкий к вершине, попадавший в думные чины и слу-
живший во дворце. Едва ли прав был, с точки зрения историка,
А. С. Пушкин, влагая в уста князя Шуйского (в «Борисе Годуно-
ве») пренебрежительные слова о Борисе: «Вчерашний раб, та-
тарин, зять Малюты, зять палача и сам в душе палач». Шуйские,
конечно, могли свысока смотреть на годуновский род, не кня-
жеский и до ласки Грозного не боярский; но никто не мог бы
в XVI веке назвать Годунова «вчерашним рабом» и «татарином».
Два с половиной века род был православным и с 70-х годов
XVI столетия решительно вошел в Думу в лице Дмитрия Ива-
новича, Ивана Васильевича и Бориса Федоровича Годуновых*.
* «Годуновы — даже очень знатный род, — говорит историк местничест-
ва А. И. Маркевич, — что легко и видеть: он дал четырех бояр до воцарения