30
8. История отношения императрицы Александры Федоров-
ны к Лермонтову и его однополчанам. Оно было весьма хоро-
шим.
9. Жестокие условия дуэли: 6 шагов, 3 выстрела, но это лишь
говорит о том, что никто не верил в возможность дуэли. Они
сами (секунданты) думали, думали и придумали, они решили,
что это испугает противников и расстроит дуэль. Это секун-
данты построили ее по типу дуэли Грушницкого в «Герое на-
шего времени».
10. В чем же причина дуэли? Никто не знает. Вопрос не ре-
шен до сих пор.
11. Мартынов был очень ожесточен. Рассмотреть его недо-
статки. Самым трудным и неразрешимым будет вопрос — поче-
му Мартынов был так озлоблен? Может быть, у него было что-
то очень личное? У Мартынова достаточно хорошие стихи,
вполне на уровне своего времени. Внимательно рассмотреть
эпиграмму под названием «Рецепт», опубликованную Гладыш.
Там получается, что Адель — это Омер де Гелль?! А этого не мог-
ло быть.
12. Когда говорят о дуэли Лермонтова (Кучеров и пр.), то де-
лают невозможное, переносят убийство Лермонтова на убий-
ство Кеннеди, которое сейчас на памяти у всего мира. Но по-
добные аналогии невозможны, они антиисторичны.
13. Обратите внимание на понятие «дворянская честь».
С дворянином обращались иначе, чем с человеком, стоящим
ниже его по положению, это надо включить в исследование,
как и необходимо учитывать
психологический фактор
совмести-
мости. У Лермонтова действительно был плохой характер, он
мог приносить много неприятностей и даже зла своим друзьям,
не осознавая этого.
14. Наказание, которое почему-то неверно оценивают как
очень мягкое. Реакция Николая I о наказании секундантов на
этой дуэли, у него это была довольно частая практика. В по-
добных случаях он так поступал и с другими дуэлянтами. Царь
никогда не усиливал, а наоборот, смягчал приговоры. А дуэ-
лянты? Зачем же наказывать оставшихся в живых участников?
Ведь они еще могли послужить царю и отечеству.
Вот такие мысли высказал много лет назад крупнейший
лермонтовед нашей страны.
Но на что бы мне действительно хотелось обратить вни-
мание читателя, так это на совершенно не используемые ли-
тературоведением знания медиков. Так, известный психолог
В. Л. Леви замечает, что все «писатели профессионально боль-
ны болезнями воображения. Что вообразишь себе обстоятель-
но, то с тобой и случится…» И далее он приводит конкретные
ПРЕДИСЛОВИЕ