ДЕТСТВО
            
            
              35
            
            
              по соседству, на знакомой ему улице Лондона. При этом Диккенс
            
            
              очень заботился о том, чтобы все происходящее в его книгах было
            
            
              правдоподобно и мотивированно, о чем свидетельствуют многие его
            
            
              письма Джону Форстеру, с которым он весьма подробно обсуждал
            
            
              разрабатываемые сюжеты. Писатель старался, чтобы рассказ его
            
            
              убеждал читателя и чтобы тот мог воочию все увидеть.
            
            
              Если Диккенс и грешил против реализма, то лишь в двух случаях:
            
            
              когда хотел во что бы то ни стало вселить надежду в сердца людей и
            
            
              когда находился в плену у существующих сексуальных условностей;
            
            
              в остальных случаях его нельзя обвинить в сознательном пренебре-
            
            
              жении правдой жизни. А необычным его мир был главным образом
            
            
              потому, что в реальности Диккенса больше удивительного и гротеск-
            
            
              ного, чем в реальности, какой ее видит любой из нас.
            
            
              Бесспорно, Диккенс немало удивился бы тем сложностям, ко-
            
            
              торые обнаружили в его книгах нынешние литературные критики,
            
            
              но похвалы, расточаемые ему, убежденному реалисту, за его сказоч-
            
            
              ность, ничуть не смутили бы его и только обрадовали. Ведь Диккенса
            
            
              никогда не покидает убеждение — примером тому «Домби и сын», —
            
            
              что правда в мире не за Блимберами с их страстью к собиранию фак-
            
            
              тов, а за такими, как Глаб, этим стариком «с лицом, напоминающим
            
            
              краба, в потертом клеенчатом костюме», который возил колясочку
            
            
              Поля Домби и знал «все об океане, о рыбах, которые в нем водятся,
            
            
              и об огромных чудищах, которые выползают на скалы и греются
            
            
              Джон Форстер
            
            
              
                Набросок Д. Маклайза. 1840