ДЕТСТВО
            
            
              27
            
            
              Вид Чэтэма
            
            
              
                Гравюра Э. Финдена по оригиналу У. Уэстолла
              
            
            
              
                из цикла «Великобритания в иллюстрациях». 1829
              
            
            
              «Об океане, о рыбах,
            
            
              которые в нем водятся»
            
            
              Здесь появляется такой важный в былые времена член всякой
            
            
              среднесословной семьи, как няня; здесь Чарльз приобщается к ня-
            
            
              нюшкиным сказкам; здесь он получает первые уроки грамоты и
            
            
              начинает ходить в школу. Здесь он выдумывает свои первые игры
            
            
              и играет в них с детьми; первый раз в жизни отправляется в театр;
            
            
              здесь прочитывает свои первые детские книги и разыгрывает эти ис-
            
            
              тории в кукольном театре; здесь он впервые слышит от своего товари-
            
            
              ща по играм о существовании «страшных разбойников, именуемых
            
            
              „радикалами“, которые считали, что принц-регент должен носить
            
            
              корсет, никто не должен получать жалованье, армию и флот следует
            
            
              распустить, и я, лежа в постели, дрожал от ужаса и молил Бога, чтоб
            
            
              этих радикалов поскорее переловили и перевешали». Это признание
            
            
              тем более примечательно, если вспомнить, что его собственный ярый
            
            
              радикализм более поздних лет частенько вызывал у других точно та-
            
            
              кие же приступы добропорядочного мещанского страха.
            
            
              Этот детский мир, в котором обитают одухотворенные игрушки,
            
            
              и все вокруг исполнено движения, и у каждой вещи свое живое лицо,
            
            
              больше всего остального способствует своеобразному сдвигу реаль-
            
            
              ности в романах Диккенса, где каждый дом, каждый стол, каждая
            
            
              повседневная вещь живет своей таинственной жизнью и люди тоже
            
            
              становятся участниками этого «действующего мира» вещей.