ДЕТСТВО
            
            
              13
            
            
              самим игрушки находятся в столь очевидной связи с главными тема-
            
            
              ми жизни и творчества Диккенса, что я готов уступить скептикам ля-
            
            
              гушку, которая только и появляется в знаменитой «Оде издыхающей
            
            
              лягушке», сочиненной миссис Лео Хантер в «Пиквикском клубе».
            
            
              В приведенном отрывке читателя поражает, насколько сохранив-
            
            
              шиеся в памяти Диккенса игрушки связаны с ощущением неуве-
            
            
              ренности и ужаса. Это сочетание игры и страха (возможно, вполне
            
            
              понятное современным родителям, сведущим — в отличие от викто-
            
            
              рианцев — в вопросах детской психологии) составляет первооснову
            
            
              всей диккенсовской фантазии, причем мне кажутся неразрешимы-
            
            
              ми и просто бессмысленными извечные споры между критиками и
            
            
              читателями, где одни отдают пальму первенства Диккенсу-юморис-
            
            
              ту, другие (ныне столь многочисленные) стоят за Диккенса — мас-
            
            
              тера ужасов, а третьи (редкие теперь, но составлявшие большинство
            
            
              во дни маленькой Нелл) преданы душой сентиментальному Диккен-
            
            
              су. Диккенс — все это сразу; это три грани его таланта, и, что особен-
            
            
              но важно, мы часто видим по крайней мере две из них одновременно.
            
            
              Кроме того, изображаемый им мир всегда осенен тенью смерти. Ведь
            
            
              многие из самых ярких и смешных его сцен обретают свое настрое
            
            
              ние и свой пафос благодаря постоянному ощущению бренности все-
            
            
              го земного. Эта тень не обязательно представляется мрачной, ведь
            
            
              Диккенс — христианин. Он лишь спрашивает себя, не выражал ли
            
            
              по-своему этот детский страх перед застывшей маской первые мысли
            
            
              о природе смерти, и это очень характерно для создателя маленькой
            
            
              Нелл, Поля Домби, крошки Тима и мальчика Джо, подметавшего
            
            
              улицу. В приведенном отрывке словно  воплотилась в миниатюре
            
            
              вся сущность созданного Диккенсом мира: радость, в которой при-
            
            
              таился ужас — или ужас, в котором притаилась радость (не эта ли
            
            
              обратимость является одним из секретов его метода?); реальность,
            
            
              чреватая обманом; детскость, узнавшая, что все преходяще; веселые
            
            
              и нелепые фантазии, преподносимые с полной серьезностью.
            
            
              Стиль этого небольшого отрывка не меньше, чем его содержание,
            
            
              способен пролить свет на многие, как мне кажется, превратно истол-
            
            
              кованные прежде стороны жизни и творчества писателя. Он взят из
            
            
              статьи Диккенса «Рождественская елка», опубликованной в 1850 го-
            
            
              ду в его журнале «Домашнее чтение». Рождественские статьи и рас-
            
            
              сказы родились из серии повестей, начатой в 1843 году знаменитой
            
            
              «Рождественской песнью», и, по существу, представляли собой куль-
            
            
              минацию его непосредственного общения с тысячами читателей,
            
            
              а ведь можно с уверенностью сказать, что общение с читателями
            
            
              было для Диккенса «главной страстью его жизни», как выразилась
            
            
              миссис Тиллотсон*. В этих статьях и рассказах он беседовал с членами
            
            
              * Кэтлин Мэри Тиллотсон — английский литературовед, автор книги «Дик-
            
            
              кенс за работой» (1957).