ДЕТСТВО
11
вскакивал среди ночи весь в поту и кричал: „О, вот она приближа-
ется, эта маска!“»
Наша память избирательна, и совершенно несомненно, что все
эти детские игрушки, о которых Чарльз Диккенс вспоминает уже
почти в сорокалетнем возрасте, находятся в тесном родстве с мрач-
ными фигурами, населяющими его зрелые книги. Неугомонный
толстячок встречается среди его циркачей и комедиантов, а демони-
ческий советник подготовил появление таких зловещих фигур, как
старый весельчак мистер Фейгин, резвый бес Квилп, изрыгающий
серу и пламя, демонический убийца, мнимый джентльмен Риго из
«Крошки Доррит», — словом, всех тех, кто, откровенно приняв об-
личье одной из трех издавна знакомых детям игрушек, с жестоким
упоением творит свое черное дело в произведениях Диккенса. Что
же касается картонного человечка с ногами вокруг шеи, произво-
дившего столь тягостное впечатление, то я склонен предположить,
что он открыл собой группу висельников — убийц и самоубийц, чей
страшный конец мучил Диккенса и в жизни и в романах. Кроме того,
маска напоминает об актерах и о театре, увлечение которым Диккенс
пронес через всю жизнь — с младенчества до седых волос, а заодно
Сюрприз [Jack-in-the-box; Джек в табакерке]
Гравюра неизвестного мастера по оригианлу Т. М. Лобришон. 1891