Стр. 35 - Пионеры

Упрощенная HTML-версия

31
В УЧЕНИИ. НАДПИСИ ОСКОВ
какую носят все служащие в музее, можно было принять его за
одного из второстепенных чиновников, за одного из хранителей
музея. На деле это был сам директор
*
.
Быстро покончив с формальностями, коллеги углубились
в трудности эпиграфической практики. Цветаев, как уже гово-
рилось, собирался не просто транскрибировать надписи, но
снять с них точные копии, факсимиле, что требовало участия
в его предприятии разных специалистов.
Надписи оказались самого разнообразного свойства — и резан-
ные на камне, и гравированные на меди, и деланные острием на
свинце и стукке
**
, выведенные стилом на мягкой глине и писан-
ные кистью и красной краской. Каждый из этих отделов требовал
особых приспособлений, своих специальных технических при-
емов. С надписей, высеченных на камне, делаются обыкновенно
бумажные слепки (calco, Abklatsch, estampage). Этот процесс за-
ключается в следующем: камень вымывается водой, очищается
щеткой от пыли, грязи и вообще от всякой посторонней примеси
в углублениях или на рельефах букв. Когда эта предварительная
работа кончена, накладывают на камень лист не клееной, мягкой
бумаги и потом осторожно вбивают его мокрой губкой или щет-
кой в углубления букв. При осторожности этого процесса бумага
плотно прилегает к камню и входит во всю глубину начертаний,
причем главная забота снимающего должна быть направлена на
то, чтобы до возможной степени резче обрамлялись контуры каж-
дой буквы. С этой целью принято после губки и щетки, перед про-
сыханием бумаги, проходить каждую букву еще раз большим паль-
цем. Бумага просыхает — и таким образом получается возможно
точный снимок, точная копия надписи. Этот прием употреблялся
в Италии уже в XVI ст<олетии> знаменитым эпиграфистом свое-
го времени Рафаилом Фабретти и повсеместно практикуется в За-
падной Европе в настоящее время.
Способ этот, до известной степени, применяется и к надписям,
вырезанным на металле, особенно если буквы средней величи-
ны, если неглубоко врезаны и письмо не слишком шероховато.
В этом случае берут тонкую, вроде папиросной, бумагу, наклады-
вают ее на смоченную водою металлическую поверхность и, осто-
рожно расправив все ненужные складки листа, начинают рукой
проходить букву за буквой, строку за строкою. Но так как тонкая
бумага не может долго сохранять отпечатка во всей целости, то
в виду самого памятника или даже на нем самом обводятся конту-
ры каждой буквы карандашом, обводятся тихо и медленно и при-
том искусной рукою. Кроме этого с надписей, вырезанных на ме-
талле, снимается или гипсовый слепок, или слепок из желатина,
*
Цветаев И.
Путешествие по Италии в 1875 и 1880 гг. С. 5, 6.
** Стукко — искусственный мрамор, высший сорт штукатурки на основе
гипса с добавлением мраморной пудры, мела, извести, алебастра и других
компонентов.