25
В УЧЕНИИ. НАДПИСИ ОСКОВ
600 рублей в год, что впервые делает его материально незави-
симым, а вскоре (в 1872 году) Ивана назначают доцентом на
кафедру классической филологии историко-филологического
факультета Императорского Варшавского университета.
Варшавский университет, закрытый после Польского вос-
стания 1830 года, был вновь открыт 12 октября 1869 года, а в год
назначения Цветаева место ректора занял его бывший учитель
профессор римской словесности Николай Михайлович Благо-
вещенский. Преподавательский состав срочно «укреплялся»
педагогами из Санкт-Петербурга. Российское правительство
как будто бы повысило статус польской главной школы, но, не-
смотря на то что костяк студентов составляли поляки и поль-
ские евреи, обучение было приказано вести на русском языке:
преподаватели-поляки (профессора, доценты, лекторы) обяза-
ны были в течение двух лет выучить русский язык.
1873 год по итогам кажется удачным для Цветаева. Магис-
терская диссертация защищена, книга о Таците увидела свет,
но жизнь в Варшаве не складывается. Отношения с ректором
Благовещенским оставляют желать лучшего. Первая любовь
к некой «гордой деве» не приносит счастья. Иван задумыва-
ется о перемене места службы. Варшава оказывается для него
слишком шершавой.
Возникает идея отправиться в заграничнуюнаучную коман-
дировку с целью подготовки к докторской диссертации. Марш-
рут командировки русского филолога-классика того времени
был традиционным: Германия (теория) — Италия (практика).
Однако Василий Иванович Модестов посоветовал Цветаеву
уделить как можно больше времени именно Италии:
Я осмелюсь высказать Вам свое крепкое убеждение, что для нас,
русских филологов, главной целью ученого путешествия должна
быть Италия, что немецкую мудрость мы можем всегда получить
из книг и что, если мы хотим встать на собственные ноги, нам,
изучающим латинскую древность, следует изучать ее на месте,
в Италии. <…>
Там памятники древней архитектуры, скульптуры и живописи,
там почва, на которой жили древние, там потомки древних, люди,
которые своим видом, языком и манерами раскроют нам многое
в жизни древних, что мы из книг не узнаем
*
.
Основы академического изучения италийских диалектов,
главным образом оскского, и их роли в истории латинского
языка были заложены в 1830–1840-х годах в Германии.
* Письмо В. И. Модестова И. В. Цветаеву от 18 ноября 1874 г. // НИОР
РГБ. Ф. 324. Колл. И. В. Цветаева. № 3647а. Л. 7 об., 8.