Стр. 26 - Пионеры

Упрощенная HTML-версия

22
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Подобно первому цветаевскому наставнику Чуриловскому,
профессор Карл Якимович Люгебиль часто устраивал семина-
ры у себя дома. Он преподавал греческий язык и литературу.
Именно он на примере разных изданий Гомера впервые показал
Цветаеву, что такое критика текста, то есть выявление разно-
чтений. В глазах студентов Люгебиль представал образцовым
ученым. Погруженный в античность, чистый «как голубь», он
остро переживал неустройства социальной жизни. В одном из
писем 1880 года своему, уже бывшему, ученику он возмущался
тем, что «в момент, когда положение в России самое
плохое
(ис-
правлено автором на
отчаянное.
А. С.
), когда народ голодает,
правительство состоит из мошенников или из кретинов…»*. Но
вызвать Цветаева на разговор о политике было невозможно. Его
не интересовал Люгебиль — критик российской власти, его при-
влекал Люгебиль — критик древних текстов, Люгебиль-этик.
Историю римской литературы и археологию читал Николай
Михайлович Благовещенский, некогда учивший будущих вож-
дей революционной демократии и нигилизма — Добролюбова,
Чернышевского, Писарева, но сам не имевший ни к демократии,
ни к нигилизму никакого отношения. Из отзыва современни-
ка следует, что Благовещенский был популяризатором науки,
«щеголеватым излагателем занимательных эпизодов истории
римской литературы», а Люгебиль — «исследователем, орудия-
ми крепкого здравого смысла и строгого критицизма разруша-
ющим традиции классического языкознания, но оба сходились
в одном — в поклонении красоте античного искусства»**.
Самым же любимым из профессоров у Ивана и его сокур-
сников был Измаил Иванович Срезневский — специалист по
изучению памятников древнерусской письменности. Делом
его жизни стал «Словарь древнерусского языка». Он называл
словари хранилищами научных истин. Два сына Срезневского
учились вместе с Цветаевым. Иван и его товарищи часто бы-
вали в доме у декана. Профессор влиял на круг чтения студен-
тов, на их увлечение музыкой, дал возможность приобщиться
к тому, что Цветаев назовет «изящными формами жизни высо-
кокультурной среды»***: домашние концерты, интеллектуаль-
ные игры, чтение вслух… Выражаясь «высоким штилем», на
вечерах у Срезневского царил дух университетского братства,
единения учеников и учителей, воспетый еще в средневековом
* Письмо К. Я. Люгебиля И. В. Цветаеву от 25 января 1880 г. //ОР ГМИИ.
Ф. 6. Оп. I. Д. 1859.
** Известия Императорской академии наук. 1913. № 13. С. 767.
***
Цветаев И. В.
Из студенческих воспоминаний об И. И. Срезневском //
Памяти Измаила Ивановича Срезневского. Кн. 1. Пг., 1916. С. 7.