от автора
Это заставило его задуматься о создании Музея изящных ис-
кусств*. Призыв Цветаева к практическому осуществлению
подобной идеи был услышан, вызвал заметный отклик в об-
ществе, привлек внимание царской семьи. Таким образом, по-
явилась возможность развить первоначальный замысел уни-
верситетского собрания копий и слепков в проект отдельного
хранилища, чьи коллекции, по примеру европейских, включа-
ли бы в себя не только копии, но и подлинные произведения
древнего искусства…
В 1961-м, гагаринском, году в альманахе «Тарусские стра-
ницы» я впервые прочитал стихи Марины Цветаевой**, от-
крывшие для меня космос ее поэзии. Прошло немало времени,
прежде чем я связал знаменитое теперь имя большого русско-
го поэта с именем основателя Музея изящных искусств, слав-
ным именем, до сих пор известным в основном лишь филоло-
гам-классикам, археологам, искусствоведам. И по сей день эта
связь для большинства любителей поэзии Цветаевой не явля-
ется чем-то само собой разумеющимся. Попробуем же восста-
новить историческую справедливость и присоединить первую
подробную историю жизни Ивана Цветаева к исследованной
во многих деталях биографии его дочери.
Подспорьем в этом нам послужат дневник Цветаева и его бо-
гатейшее эпистолярное наследие, включающее многолетнюю
переписку с архитектором Р. И. Клейном, историком и филоло-
гом В. И. Модестовым, археологом и этнографом А. А. Котлярев-
ским, филологом и археологом И. В. Помяловским, меценатом
Ю. С. Нечаевым-Мальцовым, немецким археологом и директо-
ром дрезденского Музея скульптуры Г. Треем. Воссоздать под-
робности частной жизни нашего героя нам помогут письма его
первой жены В. Д. Иловайской, воспоминания дочерей: «За-
писки» Валерии, автобиографическая проза Марины, мемуары
Анастасии.
Мы развернем перед читателем биографию сына XIX века,
шагнувшего в век двадцатый в момент расцвета русской культу-
ры, — одного из созидателей этого расцвета.
* Ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
** Тарусские страницы. Калуга, 1961. С. 252–261.