Стр. 19 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

15
П Р О Л О Г
пустопорожние мечтания, а не вино и лакомства. Любомудра
сего все пирожники и мясники Тура чураются, как огня, знать
его не хотят и слышать о нём не желают, а коли всё же услышат
его имя, вопрошают: «А он из каких краёв?» Так вот, книга сия
есть продукт весёлого досуга добрых старых монахов, которые
ещё обретаются кое-где по соседству с Туром, скажем, в Гре-
надьере-ле-Сен-Сир, Саше, Азе-ле-Риделе, Мармутье, Верете и
Рошкорбоне. Дряхлые каноникиидерзкиежёны, знававшие ещё
то славное времечко, когда можно было хохотать без оглядки
и не боясь лопнуть, — это чистый кладезь хороших историй.
Нынче же дамы смеются украдкой, что подходит нашей жизне-
радостной Франции, как корове седло, а королеве маслобойка.
А поскольку смех — это привилегия, дарованная свыше только
человеку, коему хватает поводов для слёз из-за разных полити-
ческих свобод, чтобы вдобавок ещё и над книжками плакать,
я решил, что будет чертовски патриотичным выпустить в свет
толику весёлостей тогда, когда скука льётся на нас мелким
ситничком и не только пронизывает нас до мозга костей, но и
растворяет наши древние обычаи, согласно коим смех является
увеселением народным. Увы, мало осталось тех старых панта-
грюэлистов, кои предоставляли Богу и королю делать своё дело
и, довольствуясь смехом, не слишком-то докучали своей пастве,
теперь их не сыщешь днём с огнём, так что я вельми опасаюсь,
что сии почтенные фрагменты старых настольных книг будут
освистаны, ошиканы, охаяны, опорочены и осуждены, что
меня отнюдь не позабавит, ибо я питаю и всячески выказываю
огромное почтение к нашим добрым галльским насмешникам.
Знайте же, злобные критиканы, белибердоносцы и гарпии,
вы, втаптывающие в грязь находки и выдумки всех и каждого,
мы смеёмся только в детстве, и чем мы старше, тем реже звучит
наш смех: он затухает и хиреет, словно огонёк в лампаде. Сие
означает, что, дабы смеяться, надобно быть невинными чистым
душою, в противном случае вы кривите рот, кусаете губы и
хмурите брови, как всякий, кто пытается скрыть свои пороки
и нечистые помыслы. Посему смотрите на это сочинение как
на статую или группу статуй, некоторые особенности коих
художник никак не может скрыть, и был бы он дурак дураком,
коли заменил бы их фиговыми листочками, ибо подобные