Стр. 17 - наследник

Упрощенная HTML-версия

Осколки памяти
13
вручались грамота-свиток и ритуальная шкатулка,
внутри которой на белом муаре покоился засушенный
крысиный хвост. В этот момент звуки марша поднима-
лись до форте — и посвящаемый, кланяясь заседателям,
клялся святым Никитой, обещая соблюдать священные
законы и правила ордена Планшетной крысы.
Такое звание предназначалось самым умелым мас-
терам на театре: это мог быть театральный плотник,
столяр, слесарь или токарь, бутафор, макетчик, швея,
закройщик, художник-исполнитель. Иной раз могли
наградить и актёра с особыми, редкими данными, вро-
де Евгения Лебедева, Олега Борисова. Любого, достиг-
шего в ремесле предельных высот, открывшего «свою
Америку» и открывавшего её другим, то есть имеющего
право учить.
Возможно, что на театре это титульное величание
возникло в среде машинистов сцены. Дело в том, что
дирекция императорских театров в старые добрые
времена рядовыми машинистами на свои сцены брала
матёрых боцманов, отслуживших свой срок на парусных
кораблях. А боцманов императорский флот набирал из
крестьян, никогда не бывших в крепости, в основном
выходцев из Олонецкой губернии, то есть с психоло-
гией свободных людей, кроме того, рукастых, чисто­
плотных, хозяйственных мужиков. Боцманами главных
парусников становились поморы, люди особой форма-
ции, к тому же родившиеся и выросшие на Белом море.
Боцман на корабле, кроме командирства, ещё и па-
лубный хозяин. У него все снасти, механизмы, пару-
са, всякая необходимая мелочёвка. Он должен быть