24
Над. И. ЮВАЧЁВА
ИЗ ПИСЕМ (1906–1917)
13.
〈
Тарховка
〉
, 16 июля 1910 г.
Научился ездить на осле и теперь каждый
день катается на нем.
14.
〈
Санкт-Петербург
〉
, 25 августа 1910 г.
Посылаю тебе письмо Дани и его рисунок
1
.
15.
〈
Санкт-Петербург
〉
, 19 сентября 1910 г.
С твоей легкой руки теперь ежедневноДань-
ка заводит граммофон
2
, надоел так, что я пря-
мо бегу в контору, но Лиза в восторге и так и
пляшет.
16.
〈
Санкт-Петербург
〉
, 20 сентября 1910 г.
Даня с восторгом вспоминает, как ты его
водил в кинематограф
3
, всем об этом расска-
зывает.
17.
〈
Санкт-Петербург
〉
, 22 сентября 1910 г.
Сегодня получила твое письмо с картин-
кой, которой Даня остался очень доволен и по-
весил ее перед своей кроваткой.
〈
…
〉
Он вооб-
ще удивительные фокусы выстраивает, на этих
днях отправился в гладилку, где девушки пели,
и говорит им: «а я лучше вас умею петь и гром-
че», да как начал орать: «ах, дербень, дербень,
Калуга»
4
. Машенька, которая была с ним в это
время, говорит, что она даже покраснела, ей
стыдно стало.
〈
…
〉
Собачонка наша разверну-
лась, целыми днями носится с Даней, за день
просто оглушает, лай, крик Дани, я уже спаса-
юсь в контору от них, но Данька и туда явля-
ется за мной.
1
Это письмо с рисунком неизвестно.
2
Граммофоны — изобретение в 1887 г. Э. Берлинера —
появились в России с 1897 г. и стоили от 37 до 250 р.
(Официальные известия Акционерного о-ва Граммо-
фон. 1909. № 12. Ноябрь. С. 7). В 1902 г. в России (в Риге)
появилась первая фабрика граммофонных пластинок.
К 1913 г. в России было выпущено 18 миллионов пласти-
нок. Кстати, Ювачёв посвятил граммофонным пластин-
кам (с духовной музыкой) и поздравительным открыт-
кам с изображениями сюжетов из Священной истории
специальную брошюру, где, в частности, писал: «Опол-
чились еще на граммофонные пластинки с духовными
песнопениями. Мне часто случалось наблюдать, какое
хорошее впечатление оставляло на слушателей духов-
ное пение из граммофона. Некоторые любители цер-
ковного пения разучивают по граммофону особен-
но сложные сочинения» (
Ювачёв И. П.
Сыны века сего
мудрее сынов царствия: (По поводу открытых писем и
граммофонных пластинок). СПб., 1912. С. 6–7). Можно
предположить, что такие пластинки были у Ювачёвых.
В одной из записных книжек Хармса имеется состав-
ленный им в начале ноября 1926 г. список фокстротов
(
Хармс. ПСС
.
〈
Т. 5
〉
. Кн. 1. С. 93), — возможно, он сделан
с граммофонных пластинок.
3
Около ноября-декабря 1925 г., еще учась в I Ленин-
градском электротехникуме (поступил в сентябре
1924, отчислен 13 февраля 1926 — см.:
Дмитренко, Са-
жин.
С. 35–36), Хармс внес в записную книжку адрес Фо-
токинотехникума на ул. Правды (в 1830-х — 1923 гг.
Кабинетской), д. 13 (
Хармс. ПСС
.
〈
Т. 5
〉
. Кн. 1. С. 57), по-
видимому рассматривая возможность поступления
в него. Вместо этого 17 сентября 1926 г. он допускается
к вступительным экзаменам на киноотделение Высших
курсов искусствоведения при Государственном инсти-
туте истории искусств и в октябре начинает занятия
(
Крусанов.
С. 425). Расписание лекций см.:
Хармс. ПСС
.
〈
Т. 5
〉
. Кн. 1. С. 83, 85. В последующих театральных экс-
периментах Хармса активное участие принимали слу-
шатели названного киноотделения. В 1930 г. (в июне?)
появилась цветная звуковая версия мультипликацион-
ного кинофильма «Почта» по стихотворению С. Я. Мар-
шака (художник и режиссер М. М. Цехановский; не-
мой черно-белый фильм вышел на экраны 25 ноября
1929 г.); фильм предварялся «конферансом» в исполне-
нии Хармса, который рассказывал о процессе создания
фильма и представлял тех, кто над ним работал (кон-
спект этого «конферанса» см.:
Хармс. ПСС
.
〈
Т. 5
〉
. Кн. 1.
С. 366–367). Одобрительный отзыв о фильме в целом и
конферансе в частности: «Выгодное впечатление про-
изводит мультипликационный звуковой фильм „Почта“
по теме Маршака.
〈
…
〉
Очень хорош конферанс к кар-
тине…» (
Л. Г.
Опять запел «соловей» // Ленинградский