36
Ф
ОТОГРАФ
В
ИКТОРИАНСКОЙ ЭПОХИ
Ч
АРЛЬЗ
Л
ЮТВИДЖ
Д
ОДЖСОН
весы с разновесами и мензурки, не говоря уже о стеклянных пластинках —
пять килограммов дюжина. Упаковку он не доверял никому, собственно-
ручно заворачивая каждый предмет в несколько слоев бумаги»
4
.
«Страшно подумать, — сокрушается Дж. Падни, — сколько време-
ни требовалось Льюису Кэрроллу на упаковку всех этих принадлежно-
стей: известно, с какой обстоя-
тельностью собирал он обычно
свой багаж, заворачивая каж-
дую вещь отдельно и не ску-
пясь на бумагу»
5
.
Помимо упаковки, перевоз-
ки и самого процесса съемки не-
вероятного терпения требовал
процесс подготовки к съемке и
обработки отснятого материала.
Рискуя злоупотребить терпени-
ем читателя, приведем описа-
ние этого процесса.
«...Приготовлять и обраба-
тывать фотоматериал прихо-
дилось прямо на месте съемки.
Вот как это происходило.
Предварительно стеклянную
пластинку выдерживали не-
сколько дней в азотной кис-
лоте. Потом ее промывали и
тщательно полировали там-
поном, смоченным в спирто-
эфирной смеси. На очищенное
стекло наносили тонкий слой
желатина, который в дальнейшем способствовал сцеплению светочув-
ствительного слоя с подложкой. Для светочувствительного слоя прежде
всего надо было приготовить коллодий, то есть раствор коллоксилина
в эфире и спирте. Из коллодия готовили собственно светочувствительный
слой — коллодион, добавляя раствор, содержащий в основном йодистый
калий. Все это делалось заранее. На месте съемки коллодион поливали
на стекло. Для этого пластинку водружали на растопыренные пальцы
левой руки, как замоскворецкая купчиха — блюдечко с чаем. Правой
рукой выливали на пластинку из склянки несколько кубиков коллодио-
на и легкими покачиваниями разгоняли раствор по пластинке. Избыток
сливали через фильтр обратно в склянку. На несколько минут пластинку
Нанесение коллодионного слоя
Гравюра в изд.: Tissandier G
. La Photographie
Paris: Hachette, 1882