Стр. 39 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

35
З А Г О В О РЫ
следует, не только языком, но и душой, соблюдая притом все установлен-
ные для сего, по таинственному преданию, приемы и условия, тот успеет
в своем деле. Стало быть, народ верит в таинственную силу воли, в дей-
ствие духа на дух, на незримые по себе и неведомые силы природы, ко-
торые, однако же, обнаруживаются затем в явлениях вещественных, до-
ступных нашим чувствам. Нельзя не сознаться, что это, с одной стороны,
свыше понятий наших, может быть даже противно тому, что мы привыкли
называть здравым смыслом, но что это, в сущности, есть то же самое яв-
ление, которое, несколько в ином виде, ученые наши прозвали животным
магнетизмом. Все это отнюдь не служит ни доказательством, ни объясне-
нием, а, так сказать, одним только намеком и предостережением.
Передать силу заговора можно, по народному поверью, только млад-
шему летами; обнаружив заговор гласно, сам лишаешься способности за-
говаривать, а будешь молоть одни бессильные слова; у заговорщика, во
многих случаях, должны быть непременно все зубы целы, иначе он за-
говаривать не может; если употребить заговор во зло, то, хотя бы это и
удалось на этот раз, человек, однако же, на будущее время теряет способ-
ность заговаривать; но должно пояснить примером, что именно, по народ-
ному поверью, называется «употребить заговор во зло»: заговор от червей
составлен для скотины и лошадей; если же барин принудит знахаря за-
говорить червей на собаке, то это на сей раз удастся, но вперед уже черви
никогда этого знахаря не послушаются. Многие заговоры читаются на-
тощак, на пороге, в чистом поле, лицом к востоку, на ущерб луны, по лег-
ким дням (вторник, среда, суббота) или, наоборот, по черным дням, если
заговор принадлежит к чернокнижию — дни эти поименованы ниже;
другие заговоры читаются на ветер, над проточной водой, на восходе или
на закате солнца, под осиной*, под связанными сучьями двух березок
* Осина, в народных поверьях и в хозяйстве, замечательное дерево. На нем, по на-
родному преданию, удавился Иуда — отчего и лист осиновый вечно дрожит; осиновым
колом прибивают в грудь мертвеца колдуна, ведьму, упыря, который встает и бродит по но-
чам; осиновыми кольями должно бить коровью смерть, при известном ночном опахивании
деревни, где действуют одни нагие бабы; в осиновый пень вколачиваются волосы и ногти
больного, чтобы избавить его от лихорадки; разбитые параличом должны лежа упираться
босыми ногами в осиновое полено; такое же полено, засунутое в куль негашеной извести,
как говорят, не дает ей сыреть и портиться, равно положенное в посуду с квашеной капус-
той не дает ей бродить и перекисать; осиновые дрова, если ими протапливать изредка печь,
уничтожают всю сажу, так что вовсе не нужно труб чистить; осина, самое мягкое и не-
годное дерево, дает самые прочные торцы для мостовой, особенно на конных приводах.