Стр. 38 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

34
О ПОВЕРЬЯХ, СУЕВЕРИЯХ И ПРЕДРАССУДКАХ РУССКОГО НАРОДА
заговоров в область естественных наук и мы просветимся. Уже этой од-
ной причины, кажется, достаточно для того, чтобы не пренебрегать, как
обыкновенно делают, сим предметом; жаль, что ученые испытатели при-
роды, копаясь по целым годам над каплею гнилого настоя и отыскивая
в ней микроскопических наливняков, не посвятят средств и сил своих
сему более общему и важному предмету, о коем они, не зная его вовсе, по
одному только предубеждению относятся презрительно.
Заговоры, в том виде, как они иногда с большим трудом достают-
ся в наши руки, состоят в нескольких таинственных по смыслу словах,
коих образцы можно видеть в издании г. Сахарова. Ниже приложено
несколько из мною собранных, для примера. В них то общее, что после
обычного вступления, в коем крестятся, благословляются, поминают
море-океан, бел-горюч камень ал
атырь и пр., следует первая половина
заговора, состоящая из какого-то странного иносказания или примера,
взятого, по-видимому весьма некстати, из дальних и неведомых стран;
а затем уже заговорщик обращается собственно к своему предмету или
частному случаю, применяя первое, сколько можно, ко второму и окан-
чивая заклинание свое выражением: «слово мое крепко, быть по-моему»
или «аминь». Мы видим в заговорах вообще невежественное смешение
духовных и мирских — святых и суеверных понятий. Невежеству народа,
простоте его, а не злонамеренности должно приписать такое суесвятство
и кощунство. Таковы заговоры любовные, заговоры от укушения змеи
или собаки, от поруба или кровотечения, от ружья или пули, от огня или
пожара и пр. Есть еще особый род заговоров, соединяющих в себе мо-
литву и заклятие; сюда, например, принадлежит заговор
идучи на суд
,
где заговорщик испрашивает себе всех благ, а на противников своих и
неправедных судей накликает всевозможные бедствия. Я очень жалею,
что этот замечательный образчик смеси черного и белого, тьмы и света не
может быть здесь помещен и что вообще нельзя отыскать о сем предмете
все то, что было бы необходимо для некоторого разъяснения его.
Собственно в болтовне заговора, конечно, не может быть никакого
смысла и значения, как, по-видимому, и сам народ утверждает послови-
цами и поговорками своими: «Язык без костей — мелет»; «Собака лает,
ветер носит»; «Криком изба не рубится»; «Хоть чертом зови, да хлебом
корми» и пр. Это подтверждается еще и тем, что на один и тот же случай
есть множество различных, но, по мнению народа, равносильных загово-
ров. Но народ при всем том верит, что кто умеет произнести заговор как