Стр. 35 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

31
К Л И К У ШЕ С Т В О И ГА Д А Н И Е
с мнимою помощью, подаваемою лежащему на смертном одре, в полном
убеждении, что помощь эта ни к чему не послужит; а между тем нельзя
же оставаться при страдальце в бездействии, надобно, по крайней мере,
в успокоение совести своей и для удовлетворения общего требования де-
лать, что люди велят, — тогда хоть можно сказать впоследствии: чт
о только
можно было придумать — все делали. Иногда, впрочем, суеверия эти слу-
жат только шуткой, забавой и смешиваются с играми и обрядами. Между
тем ворожба, гаданья и заговоры до того близки к житью-бытью колдунов,
знахарей и ведьм, что здесь будет удобнее поговорить об этом предмете.
Самая сбыточность или возможность ворожбы, гаданий и снотолко-
ваний, основанных не на обмане и суеверии, может быть допущена толь-
ко в виде весьма редких исключений, а именно: в тех только чрезвычай-
ных, выходящих из ряду случаях, где мы должны признать временное
возвышение души человеческой над обыкновенным, вседневным миром
и где человек сам собою (болезненно) или искусственно (при магнетизи-
ровании) входит в особенное, малоизвестное нам доселе магнетическое
состояние. Несмотря на бесчисленное множество случаев и примеров,
где при подробном разыскании или случайно был открыт подлог, обман
или ошибка, в наше время уже нельзя отвергать вовсе чудес животного
магнетизма; но вопрос состоит в том, до какой степени чудеса эти могут
деяться и где предел их, за коим следует бесконечная степь, скрытая под
маревом сказочных видений тысячи одной ночи? Осторожность обязы-
вает нас, не отрицая положительно всех чудес этих, верить тому только,
в чем случай и опыт нас достаточно убедят, а сверх того, еще убеждаться
с крайнею осмотрительностью, зная уже, что в этом деле бывало доселе
несравненно более ошибок, недоразумений, умышленных и неумышлен-
ных обманов, чем истины. Не худо, кажется, во всяком случае рассудить
также следующее: если и допустить, что душа может иногда находиться
в положении или состоянии ясновидения, то и тогда она могла бы ви-
деть одно только прошедшее и настоящее, но не будущее, которого еще
нет; другими словами, предположив, что душа наша иногда может быть
превыше
пространства
, никоим образом нельзя допустить, чтобы она
могла быть также превыше
времени
, по крайней мере относительно
будущего. Тогда должно бы верить в судьбу, в неотвратимый рок язы-
чества и мусульманства. Тогда не было бы на свете ни добра, ни худа,
ни добродетели, ни пороков, а все шло бы только вперед установлен-
ным порядком. Этому я верить не могу; я верю в судьбу другого рода: