Стр. 30 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

О ПОВЕРЬЯХ, СУЕВЕРИЯХ И ПРЕДРАССУДКАХ РУССКОГО НАРОДА
справедливо ли, будто всегда предполагается у колдуна черная книга; ка-
жется, дело делается, по народному поверью, и без книги. Общую мно-
гим народам сказку, что кудесники иногда дают дьяволу расписку кровью
своею, продавая ему душу, находим мы и в России, но более на юге и на
западе.
О колдунах народ верит также, что они
отводят глаза
, т. е. напу-
скают такую м
ару, или мороку, что никто не видит того, что есть, а все
видят то, чего вовсе нет. Например: едут мужики на торг и видят толпу,
обступившую цыган, из которых один, как народ уверяет вновь прибыв-
ших, пролезает насквозь бревно, во всю длину его, так что бревно трещит,
а он лезет! Вновь прибывшие, на которых не было напущено мары, стали
смеяться над толпой, уверяя, что цыган лезет подле бревна, а не сквозь
него; тогда цыган, оборотившись к ним, сказал: «А вы чего не видали
тут? Поглядите лучше на возы свои, у вас сено-то горит!» Мужики ки-
нулись, сено точно горит; отхватили на скорую руку лошадей, перерезав
упряжь, а толпа над ними во все горло хохочет; оглянулись опять — возы
стоят как стояли и не думали гореть.
Упомяну здесь еще о заговоре змей: мне самому не удалось испытать
этого на деле, но уверяют, что ясеневое дерево, кора, лист и зола смиряют
всякую змею, лишают ее возможности кусаться и даже повергают в род
оцепенения. Ясеневая тросточка, или платье, или платок, вымоченные
в отваре ясеневой коры или в настое золы, также веточка этого дерева
действуют, как говорят, на змею, на расстоянии нескольких шагов, и га-
дина подпадает власти знахаря. Я вспомнил при этом, что читал подобное
в каком-то путешествии англичанина по Индии: там было именно сказа-
но, что индиец касался змеи веткой ясеня.
Предоставляю на усмотрение и убеждение читателя, сколько во всех
чудесах этих можно или нельзя объяснить, приняв за известного двигате-
ля и деятеля ту таинственную силу, которую ученые называют животным
магнетизмом. Об этом будем говорить по поводу сглаза.