Стр. 29 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

25
З Н А Х А Р Ь И З Н А Х А Р К А
сало, чтобы испортить поезд молодых на свадьбах; лошади весьма есте-
ственно боятся этого духа и потому ртачатся, не идут; тогда все кланя-
ются знахарю, дарят его, зовут на свадьбу, потчуют — и он исправляет
беду, не знаю какими средствами; но смешно и досадно видеть, с какою
глупою важностью такой знахарь сидит в подобном случае, не ломая
шапки, на первом месте свадебного стола. Одного такого знахаря умный
гость прекрасно наказал за наглость и бесстыдство его. Поспорив с ним,
он вызвался, по предложению знахаря, выпить ковш наговорной воды и,
исполнив это при всех, сказал: «Ну, теперь ты выпей моей водицы, из того
же ковша и ведра». Знахарю нельзя было отказаться, так как он слишком
много наперед того хвастал и хвалился, что ему никто ничего не может
сделать. Гость зачерпнул в ковш воды и, отошедши в темный угол нашеп-
тывать, бросил в ковш порядочную щепоть табаку. Несчастный знахарь
провалялся в самом жалком положении всю ночь на соломе, к общему
удовольствию поезжан, и свадьба была отпразднована как нельзя лучше.
Удивительно, до какой степени слепая уверенность морочит людей:
народ не только верит, что знахарь портит свадьбу, испортив жениха или
изноровив лошадей так, что поезд не может тронуться с места, или даже
оборотив всех поезжан в собак или волков; но многие расскажут вам как
очевидцы, добросовестно и в полном убеждении, случай вроде следую-
щего. «Я ехал однажды с работником, — говорил зажиточный крестья-
нин, за которым кой-что водилось. —Мы случайно подъехали в деревне
к свадьбе, и он попросил меня остановиться, уверяя, что тут должен быть
недобрый человек, который хочет свадьбу испортить, а потому-де его
надо наказать. Только что работник мой вошел в избу, как оттуда вышел
препоганый мужичишка и, подошед к воротам, принялся грызть зубами
столб. Кровь льет изо рта, а он все грызет; наконец работник мой вышел,
а мужик взмолился ему; тогда тот, погрозившись на него пальцем, сказал:
„Ну, на этот раз ступай, Бог с тобой; да смотри вперед не шали“. Мужик
поклонился ему, утерся рукавом и пошел». В Сибири какая-то трава, при-
крыт или прикрыш, избавляет молодых от всякой порчи.
О знахарях и колдунах говорится, что, не отказав никому своего
ремесла, они мучаются, не могут умереть и даже встают от этого после
смерти. Надо выкопать такого мертвеца, перевернуть его ничком, подре-
зать пятки и вколотить между лопатками осиновый кол. Если предавший-
ся чернокнижию не найдет во всякое время немедленно работы чертям,
кои являются к услугам его, то они его растерзают. Не знаю, впрочем,