Стр. 16 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

в сущности, принадлежат к другому. Так, например, все лицедеи нашего
баснословия принадлежат и к остаткам язычества, и к разряду вымыслов
пиитических, и к крайнему убежищу невежества, которое не менее, как и
самое просвещение, хотя и другим путем, ищет объяснения непостижимому
и причины непонятных действий. Лица эти живут и держатся в воображении
народном частью потому, что в быту простолюдина, основанном на трудах и
усилиях телесных, на жизни суровой —мало пищи для духа; а как дух этот не
может жить в бездействии, хотя он и усыплен невежеством, то он и уносится,
посредством мечты и воображения, за пределы здешнего мира. Не менее того
пытливый разум, изыскивая и не находя причины различных явлений, в осо-
бенности бедствий и несчастий, также прибегает к помощи досужего вообра-
жения, олицетворяет силы природы в каждом их проявлении, сваливает все
на эти лица, на коих нет ни суда, ни расправы, — и на душе как будто легче.
Вопрос, откуда взялись баснословные лица, о коих мы хотим теперь го-
ворить, возникал и в самом народе: это доказывается сказками об этом пред-
мете, придуманными там же, где в ходу эти поверья. Домовой, водяной, ле-
ший, ведьма и пр. не представляют собственно нечистую силу; но, по мнению
народа, созданы ею или обращены из людей за грехи или провинности. По
мнению иных, падшие ангелы, спрятавшиеся под траву
прострел
, поражены
были громовою стрелою, которая пронзила ствол этой травы, употребляемой
по этому поводу для залечения ран, — и низвергла падших духов на землю;
здесь они рассыпались по лесам, полям и водам и населили их. Все подобные
сказки явным образом изобретены были уже в позднейшие времена; может
быть, древнее их мнение, будто помянутые лица созданы были нечистым для
услуг ему и для искушения человека; но что домовой, например, который во-
обще добродетельнее прочих, отложился от сатаны — или, как народ выража-
ется, от черта отстал, а к людям не пристал.
В. Даль