Стр. 14 - ЗАПИСКИ ИЗ МЕРТВОГО ДОМА

Упрощенная HTML-версия

С Т Е М П Е Н Ю
1 0
Стемпеню еще и потому Ваш, дорогой дедушка, что Вам при-
надлежит как название, так и идея этого романа. В одном из ваших
последних произведений я как-то встретил мимоходом имя Стем-
пеню, обладателя бутылочки с «любовными каплями», которыми
он снабжает для определенных целей лакеев и прислуг... Этого
было достаточно, чтобы в моей памяти ожили все те удивительные
рассказы о Стемпеню, которых я в детстве наслышался в хедере.
Остальные дополнила фантазия.
Найдется, наверно, немало мест, особенно в Литве, где о Стем-
пеню никто и слыхом не слыхал, и самое имя его там покажется
странным. Зато это имя пользуется большой известностью у нас во
всей глупской округе от Мазеповки до самого Егупца, а о Ваших
местечках —Гнилопятске, Цвиачице, Тунеядовке —и говорить не-
чего: там и ребенок знает, кто такой Стемпеню, откуда он родом и
чем прославился.
Но дело не в одном только Стемпеню. Я хотел изобразить в сво-
ем романе три основных типа или, как принято выражаться, вы-
вести на сцену трех героев:
еврейского артиста-скрипача Стем-
пеню
,
еврейскую женщину из хорошего дома
красавицу Рохеле
с ее пониманием семейной чести и
еврейскую молодуху Фрейдл
с ее
торгашеской натурой, с ее жадностью к деньгам. Это — три разных
мира. Стемпеню, Рохеле и Фрейдл — это, так сказать, мои почет-
ные пассажиры, занимающие главное место в фургоне. Остальные
персонажи — только попутчики, кое-как примостившиеся на зад-
ке. Поэтому этим персонажам я уделил мало внимания, сосредо-
точив все силы творческого воображения на обрисовке главных
героев.
Я считаю, что еврейские музыканты — это особый мирок, за-
служивающий более внимательного наблюдения, чем это сделано
в моем романе. Но, чтобы проникнуть в этот мирок, нужен Ваш
глаз, дорогой дедушка, Ваше перо и Ваше трудолюбие.
Ах, где взять это трудолюбие, вдумчивое отношение к каждому
слову? Как вооружиться терпением?
«Над каждым произведением, дорогой внук, — пишете Вы в дру-
гом письме, — надо много и долго работать, трудиться в поте лица,