Стр. 16 - ЧеховПьесы

Упрощенная HTML-версия

И Г О Р Ь С У Х И Х
1 2
После „Степи“ я почти ничего не делал, — сообщает Чехов Я. П. По-
лонскому 22 февраля 1888 года. — От нечего делать написал пустень-
кий, французистый водевильчик под названием „Медведь“... Ах, если
в „Северном вестнике“ (в этом журнале печаталась серьезная «Степь». —
И. С
.) узнают, что я пишу водевили, то меня предадут анафеме. Но
что делать, если руки чешутся и хочется учинить какое-нибудь тру-
ла-ла!»
*
Чеховские «тру-ла-ла» непохожи на привычные водевильные об-
разцы. В них нет куплетов и танцев (хотя в современных постановках
они иногда органично включаются в спектакль). Водевильные маски
героя-любовника, тоскующей вдовы, молодой девушки на выданье до-
полняются бытовыми деталями, перерастают в характеры. Но при этом
сохраняются словесные каламбуры, нелепые фамилии, динамика жи-
вого, упругого, как пружина, действия, которое все время балансирует
на грани вероятного и невероятного.
«Свадьба» — в большей степени водевиль разговоров, напоминаю-
щий некоторые сцены «Платонова». Нелепые рассказы, замечательно
придуманные афоризмы («Дайте мне атмосферы», «Позвольте вам вый-
ти вон», «С кашей съем») создают образ самодовольной, воинствую-
щей, торжествующей пошлости. Глотком свежего воздуха выглядят
в этой атмосфере зычные командыприглашенного «генерала» Ревунова-
Караулова (фамилия-подсказка), в которых — воспоминания о морской
службе, о молодости, о счастье.
Его последние слова: «Где дверь? В какую сторону идти? Человек,
выведи меня! Человек!.. Какая низость! Какая гадость!» — приобрета-
ют символический характер. Но оскорбления, низости и гадости никто
не замечает: ревет музыка, кокетничают Змеюкина и Ять, старается пе-
рекричать всех гостей шафер. «Ну стоит ли говорить о таких пустяках?
Велика важность! Тут все радуются, а вы черт знает о чем...» — говорит
Нюнин не только об украденных двадцати пяти рублях, но и обо всем,
что произошло только что.
В «Медведе» и «Предложении» Чехов дает (создает) своим героям
иную атмосферу. В основе этих водевилей — ситуации-перевертыши.
Смирнов приезжает получать долги, возмущается, ругается, стреляется,
но в итоге смертельно влюбляется в красивую вдову. Ломов приезжает
делать предложение, но насмерть ссорится со своей избранницей то по
поводу размежевания, то по поводу собачьих достоинств.
Но кончается все по-водевильному счастливо: соединением влюб-
ленных, свадьбой в перспективе.
*
Чехов А. П.
Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма. Т. 2. М., 1975.
С. 206. Далее письма цитируются в тексте с индексом П, при цитировании драм
страница не указывается.