Стр. 12 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

8
добавить, что благодаря гению Руставели культ женщины приобрел
звучание и значение ренессансной идеи.
Воцарению Тамар предшествовали весьма кровавые перипетии,
которые, в сущности, были похожи на обычные дворцовые драмы,
разыгранные почти во всех королевствах мира.
Так или иначе, главным и наиболее интересным обстоятельством
для нас является тот факт, что заказчики автором поэмы хотели ви-
деть именно Руставели. Следовательно, к тому времени он должен
был быть поэтом выдающимся, а этого, собственно говоря, уже впол-
не достаточно, чтобы понять причину возникновения легенды о воз-
можных гонениях на него.
Несмотря на то что сам автор в прологе заявляет во всеуслыша-
ние: «Хвалю царицу Тамар!» — умные и проницательные заказчики,
наверное, сразу же заметили, что поэма явно не получилась таким
произведением, какое они ждали от Руставели.
В гонениях на поэтов из?за их произведений нет ничего нового.
Мировая литература богата подобными примерами. И все?таки надо
еще раз отметить тот факт, что легенда о гонениях на Руставели до
сих пор не вышла за рамки фольклорных представлений. Остается
только надеяться, что исследователи и историки будущего смогут
приблизиться к этой тайне.
На самом деле поэма восхваляет не конкретную, реально сущест-
вовавшую личность, а мысль, идею, веру, внедренную этой лично-
стью. И речь в данном случае идет не о царице Тамар.
Достаточно проследить за движением государственно?политичес-
кой мысли Грузии XI–XII вв., и сразу станет ясно, насколько органич-
ным и кровным явлением был для той грузинской действительности
Руставели и насколько очевидна связь между двумя гигантами — ца-
рем Давидом Строителем (1073–1125) и автором «Вепхисткаосани».
Гражданское кредо Руставели, переплавленное в великую поэ-
тическую идею, опирается на политические позиции Давида Стро-
ителя. Борьба Давида за достойную высоконравственную личность
как основу общества в поэме Руставели превращается в главную
движущую идею, основную поэтическую мелодию. «Вепхисткаоса-
ни» — логическое продолжение тех усилий, благодаря которым
грузинский народ обрел единые стремления, единые мысли и глав-
ное — чувство единства и собственного достоинства.
В самой знаменитой битве Давида Строителя, Дидгорской*
(1121 г.), победу одержало поколение, взращенное в целом на госу-
дарственных и политических тенденциях этого великого человека.
* Ди д г о р и — местность близ Тбилиси.