22
следует иметь свою азбуку, кроме евреев,
греков и латинян, как в надписи Пилата,
который на Кресте Господнем написал
только на этих языках». Услышав об этом,
папа римский осудил тех, кто ропщет на
славянские книги, сказав так: «Да испол
нится слово Писания: „Пусть восхвалят
Бога все народы“, и другое: „Пусть все на
роды восхвалят величие Божие, посколь
ку дух святой дал им говорить“. Если же
кто бранит славянскую грамоту, да будет
отлучен от церкви, пока не исправится;
это волки, а не овцы, их следует узнавать
по поступкам их и беречься их. Вы же,
дети, послушайте Божественного учения
и не отвергните церковного поучения,
которое дал вам наставник наш Мефо
дий». Константин же вернулся назад
и отправился учить болгарский народ,
а Мефодия оставил в Моравии. Затем
князь Коцел поставил Мефодия еписко
пом в Паннонии на столе святого Андро
ника, одного из семидесяти апостолов,
ученика святого апостола Павла. Ме
фодий же посадил двух попов, хороших
скорописцев, и перевел все книги полно
стью с греческого языка на славянский
в шесть месяцев, начав в марте, а за
кончив 26 октября. Закончив же, воздал
достойную хвалу и славу Богу, давше
му такую благодать епископу Мефодию,
преемнику Андроника; ибо учитель сла
вянскому народу — апостол Андроник.
До моравов же доходил и апостол Павел
и учил там; там же находится и Иллирия,
до которой доходил апостол Павел и где
первоначально жили славяне. Вот почему
учитель славян — апостол Павел, из тех
же славян — и мы, русь; поэтому и нам,
руси, учитель Павел, так как учил славян
ский народ и поставил по себе для славян
епископом и наместником Андроника.
А славянский народ и русский един, от
варягов ведь прозвались русью, а прежде
были славяне; хоть и полянами называ
лись, но речь была славянской. Поляна
ми прозвались потому, что сидели в поле,
а язык был им общий — славянский.
a
год 6407 (899). В год 6408 (900). В год
6409 (901).
898–890