29
ЭВРИКА
теориям, — и их теории лишь исправляются — сводятся,
просеиваются, очищаются мало-помалу от мякины несооб-
разности, — пока наконец они не являют себя как незагро-
можденная
Сообразность — Согласованность
, — сообраз-
ность, которую и глупейший допустит, ибо эта сообразность
есть абсолютная и бесспорная
Истина
.
Я часто думал, друг мой, что это должно было весь-
ма озадачить данных догматиков тысячу лет тому назад,
определить, идя по какой из двух прославленных дорог,
криптограф достигает разрешения самых сложных шиф-
ров — или по какой из них Шампольон привел челове-
чество к тем важным и бесчисленным истинам, которые
в течение столь многих столетий лежали схороненными
среди фонетических иероглифов Египта. В особенности не
причинило ли бы этим лицемерам кое-каких хлопот опре-
делить, по какой из их двух дорог была достигнута самая
важная и возвышенная из
всех
их истин — истина — факт
тяготения
? Ньютон вывел эту истину из законов Кеплера.
Кеплер допускал, что эти законы он
угадал
— эти законы,
исследование которых открыло величайшему из британских
астрономов это правило, основу всякого (существующего)
физического правила, заходя за которое мы вступаем сра-
зу в туманное царство Метафизики. Да! — эти жизненные
законы Кеплер
угадал
— то есть он
вообразил
их. Если б
его спросили,
де
дуктивною или
ин
дуктивною дорогой он
дошел до них, его ответ мог бы гласить: „Я ничего не
знаю
о дорогах — но я
знаю
сложную машину Вселенной. Вот
она. Я ухватил ее
моею душой
— я достиг до нее простою
силой
интуиции
“. Увы, бедный невежественный старик!
Не мог ли бы какой-нибудь метафизик сказать ему, что то,