23
ЭВРИКА
положение, это значит подсказывать обвинение в пере-
менчивости, взводимое на саму Истину, коей самый титул
есть синоним Стойкого. Если способность понимать брать
как мерило Истины, тогда истина для
Давида
Юма была
бы очень редко истиной для
Иосифа
; и девяносто девять
сотых того, что не отрицаемо на Небе, было бы доказуемо
как ложность на Земле. Итак, положение мистера Милля
основательно. Я не могу принять, чтобы оно было
аксио-
мой
; и это просто потому, что я показываю, что
никаких
аксиом не существует; но с тонким ограничением, кото-
рое не может быть придирчиво зацеплено ни даже самим
мистером Миллем, я готов принять, что
если
какая-нибудь
аксиома
существует
, тогда положение, о котором мы го-
ворим, имеет полнейшее право быть рассматриваемо как
аксиома — что
более
абсолютной аксиомы
нет
— и, след-
ственно, каждое последующее положение, которое вступит
в столкновение с этим, первично выставленным, должно
быть или ложным в самом себе — то есть не аксиомой, —
или, если допустить его аксиомность, должно сразу уни-
чтожать и себя, и предшественника своего.
А теперь — логикою самого их возвестителя — распро-
буем какую-нибудь из возвещенных аксиом. Даруем мис-
теру Миллю наилучшую игру. Не будем искать заурядно-
го розыгрыша. Мы выберем для рассмотрения не аксиому
заурядную — не аксиому того, что столь же нелепо, сколь
просто подразумеваемо, — он определяет как класс второ-
разрядный, как будто какая-нибудь положительная истина
через определение может стать более или менее положи-
тельной истиной, — мы выберем, говорю я, не аксиому бес-
спорности, столь спорной, как имеющаяся быть найденной