23
            
            
              
                ЭВРИКА
              
            
            
              положение, это значит подсказывать обвинение в пере-
            
            
              менчивости, взводимое на саму Истину, коей самый титул
            
            
              есть синоним Стойкого. Если способность понимать брать
            
            
              как мерило Истины, тогда истина для
            
            
              Давида
            
            
              Юма была
            
            
              бы очень редко истиной для
            
            
              Иосифа
            
            
              ; и девяносто девять
            
            
              сотых того, что не отрицаемо на Небе, было бы доказуемо
            
            
              как ложность на Земле. Итак, положение мистера Милля
            
            
              основательно. Я не могу принять, чтобы оно было
            
            
              аксио-
            
            
              мой
            
            
              ; и это просто потому, что я показываю, что
            
            
              никаких
            
            
              аксиом не существует; но с тонким ограничением, кото-
            
            
              рое не может быть придирчиво зацеплено ни даже самим
            
            
              мистером Миллем, я готов принять, что
            
            
              если
            
            
              какая-нибудь
            
            
              аксиома
            
            
              существует
            
            
              , тогда положение, о котором мы го-
            
            
              ворим, имеет полнейшее право быть рассматриваемо как
            
            
              аксиома — что
            
            
              более
            
            
              абсолютной аксиомы
            
            
              нет
            
            
              — и, след-
            
            
              ственно, каждое последующее положение, которое вступит
            
            
              в столкновение с этим, первично выставленным, должно
            
            
              быть или ложным в самом себе — то есть не аксиомой, —
            
            
              или, если допустить его аксиомность, должно сразу уни-
            
            
              чтожать и себя, и предшественника своего.
            
            
              А теперь — логикою самого их возвестителя — распро-
            
            
              буем какую-нибудь из возвещенных аксиом. Даруем мис-
            
            
              теру Миллю наилучшую игру. Не будем искать заурядно-
            
            
              го розыгрыша. Мы выберем для рассмотрения не аксиому
            
            
              заурядную — не аксиому того, что столь же нелепо, сколь
            
            
              просто подразумеваемо, — он определяет как класс второ-
            
            
              разрядный, как будто какая-нибудь положительная истина
            
            
              через определение может стать более или менее положи-
            
            
              тельной истиной, — мы выберем, говорю я, не аксиому бес-
            
            
              спорности, столь спорной, как имеющаяся быть найденной