20
Эдгар Аллан По
собственное время многие из их давно допущенных „аксиом“
были оставлены, например: „ex nihilo nihil fit“, или „вещь
не может действовать там, где ее нет“, или „нет антиподов“,
или „тьма не может происходить из света“. Эти и многочис-
ленные подобные положения, первоначально принятые без
колебания как „аксиомы“, или неотрицаемые истины, были,
даже в период, о котором я говорю, рассматриваемы как со-
вершенно неприемлемые; сколь же нелепо было со стороны
этих людей упорствовать на необходимости опираться, как
на незыблемом, на том основании, изменчивость которого
столь много раз явила себя!
Но даже благодаря свидетельству, доставляемому ими
самими против них же самих, легко уловить этих
априор-
ных
резонеров в грубейшей нерезонности, легко показать
бесплодность — неосязаемость их аксиом вообще. Пере-
до мною лежит, — нужно заметить, что мы продолжаем
слова письма, — передо мной сейчас лежит книга, напеча-
танная приблизительно тысячу лет тому назад. Грамотник
удостоверяет меня, что это решительно умнейшая древняя
книга по данному предмету, каковой есть Логика. Автор,
который был весьма ценим в свое время, был некто Мил-
лер или Милль; о нем рассказывают, отмечая это как об-
стоятельство некоторой важности, что он обыкновенно
ездил верхом на мельничной лошади, которую он называл
Иеремия Бентам; но заглянем в самую книгу.
А! — „Способность или неспособность понимать, — го-
ворит мистер Милль весьма уместно, —
ни в каком случае
не может быть принята как мерило аксиомной истины“.
Но что это осязательный трюизм, не будет отрицать ни-
кто, владеющий здравым смыслом.
Не
допустить данное