10
оно мало плодов, чему виной суровый и дикий род почвы и чрезмер-
ная влага в дереве; и хотя оно хорошо цветет, однако яблоки его боль-
шей частью отпадают во время роста, разве только если оно стоит на
очень хорошей почве.
6.
Дерево же это имеет в себе и доброе, сладкое качество; но также и три
другие, противные тому, как то: горькое, кислое и терпкое. Теперь, ка-
ково дерево, такими бывают и его плоды, пока солнце не подействует
на них и не сделает их сладкими, так что они получат приятный вкус;
и плоды его должны устоять в дождь, ветер и непогоду.
7.
Когда же дерево становится старым, так что ветви его засыхают и сок
не может больше подниматься в вышину, то внизу, вокруг ствола, вы-
растает много зеленых веточек, под конец также и на корне, и прослав-
ляют старое дерево, как оно тоже было прекрасной зеленой веточкой
и деревцем и теперь состарилось. Ибо природа, или сок, обороняется,
пока ствол совсем не засохнет: тогда его срубают и сжигают в огне.
8.
Теперь заметь, что ознаменовал я этим подобием: сад этого дерева
знаменует мир; почва — природу; ствол дерева — звезды; ветви — сти-
хии; плоды, растущие на этом дереве, знаменуют людей; сок в дереве
знаменует ясное Божество. Теперь, люди созданы из природы, звезд и
стихий: Бог же, Творец, господствует во всех, подобно как сок в целом
дереве.
9.
Но природа имеет в себе, вплоть до суда Божия, два качества: одно —
приятное, небесное и святое, и другое — яростное, адское и жадное.
10.
Теперь, доброе качество действует и трудится всегда со всем усерди-
ем, чтобы приносить добрые плоды: в нем господствует Дух Святой
и дает на то сок и жизнь; злое течет и рвется также со всем усердием,
чтобы приносить всегда злые плоды, на что дает ему дьявол сок и ад-
ский жар.
11.
Итак, оба эти качества — в дереве природы, и люди созданы из этого
дерева и живут в сем мире, в этом саду, между ними обоими в великой
опасности, и постигает их то свет солнца, то дождь, ветер и снег.
12.
То есть, когда возвышает человек дух свой в Божество, то течет и ка-
чествует в нем Дух Святой; а когда дает он духу своему опуститься
в сей мир, в похоть зла, то течет и господствует в нем дьявол и ад-
ский сок.
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
К БЛАГОСКЛОННОМУ ЧИТАТЕЛЮ О СЕЙ КНИГЕ