5
ПРЕДИСЛОВИЕ
Об этой комедии было множество толков,
долгое время она подвергалась нападкам,
и люди, осмеянные в ней, доказали на деле,
что во Франции они обладают куда бо?
льшим
могуществом, чем те, кого я осмеивал до сих
пор. Щеголи, жеманницы, рогоносцы и ле-
кари покорно терпели, что их выводят на
подмостки, и даже притворялись, что спи-
санные с них персонажи забавляют их не
меньше, чем прочую публику. Но лицемеры не
снесли насмешек; они сразу подняли перепо-
лох и объявили из ряду вон выходящей дерзо-
стью то, что я изобразил их ужимки и попы-
тался набросить тень на ремесло, к коему
причастно столько почтенных лиц. Этого
преступления они мне простить не могли,
и все как один с неистовой яростью ополчи-
лись на мою комедию. Разумеется, они по-
боялись напасть на то, что более всего их
уязвило: они достаточно хитроумны и мно-
гоопытны и ни за что не обнажат тайников
своей души. По своему достохвальному обы-
чаю защиту своих интересов они выдали за
богоугодное дело — если их послушать,
Тар-
тюф
есть фарс, оскорбляющий благочестие.
Эта комедия, мол, от начала до конца полна
мерзостей, и все в ней заслуживает костра.
В ней каждый слог нечестив, каждый жест
богопротивен. Беглый взгляд, легкий кивок,
шаг вправо или влево — все это неспроста,
и они, мол, берутся раскрыть мои зловред-
ные замыслы. Тщетно представлял я ко-
медию на просвещенный суд моих друзей, на