И. А. Некрасова
штаны из красного панбархата, камзол из синего панбархата
?
по пьесе —
должен бы быть зеленым. —
И. Н.
?
, ночной колпак и чепец, штаны и шарф из
узорчатой индийской ткани, турецкая безрукавка и тюрбан, сабля, штаны
из надушенной мускусом парчи, отделанные лентами зеленого и золоти-
сто-розового цветов и седанскими кружевами в два слоя, камзол из тафты
с кружевом, расшитым поддельным серебром, пояс, зеленые шелковые чулки,
также перчатки со шляпой, украшенной зелеными и золотисто-розовыми
перьями, все вместе стоимостью семьдесят ливров…»*. Основные тона, зеле-
ный с золотисто-розовым, несомненно выбраны ради комического эффекта,
они должны были смотреться дисгармонично и даже вульгарно — ведь над
нарядами г-на Журдена потешаются все, а не только служанка Николь. (Как
тут не вспомнить чеховскую мещанку Наташу из «Трех сестер» и ее розовое
платье с зеленым поясом!)
Произведение Мольера и Люлли, «двух великих Батистов — оригиналов,
а не копиистов»**, дворянской аудитории не пришлось по вкусу: Мольер
в очередной раз посмеялся над тем, что они считали серьезным, показал,
чем может обернуться бессмысленное следование внешним нормам. К тому
же «мещанская» фабула в обстановку королевского замка вписалась, веро-
ятно, не вполне гармонично. Первый биограф Мольера Гримаре сообщает,
что по завершении спектакля король не одарил комедиографа ни единым
словом, а его приближенные принялись на все лады высмеивать «грубый
фарс». Лишь после вторичного просмотра Людовик XIV соизволил выразить
свое одобрение, сказав Мольеру: «Вы никогда еще меня так не развлекали и
пьеса ваша превосходна»***. Этого оказалось достаточно, чтобы переменить
мнение остальных.
Настоящий успех пришел к «Мещанину во дворянстве» не при дворе,
а в зале Пале-Рояля (пьеса пошла там с 23 ноября 1670 года с превосходными
сборами). Как только комедия встретилась со «своей» городской публикой,
которая лучше всех понимала Мольера и узнавала все характерные черты
его персонажей, собранные с натуры (в том числе с себя самого — париж-
ского буржуа господина «де» Мольера), ее сценическая история сложилась
блистательно.
И. А. Некрасова
* Inventaire apre`s dece`s de Molie`re // Jurgens M., Maxfield-Miller E. Cent ans de recherches sur
Molie`re... Р. 567.
** Выражение журналиста Ш. Робине. Цит. по:
Lyonnet H.
Les «premie`res» de Molie`re. Р. 228.
***
Grimarest J. L.
Me?
moires sur la vie de Molie`re
?
1692
?
. Paris, 1824. P. CXLII.