Стр. 22 - КАЛЕВАЛА

Упрощенная HTML-версия

16
ВЛАДИМИР МАРАМЗИН
И это только два примера, на которых я постарался пояснить, почему какие-то
странные персонажи прошлого продолжают занимать наше внимание.
Россия
Горький считал, что «он, Лесков, пронзил всю Русь»
*
.
Что значит пронзил? Обозрел? Объехал? Обличил? Или восхитился? Горький
выражается здесь с предельной точностью. Лесков, как никто,
пронзил
Россию сво-
ей любовью и своим отчаянием. Ту Россию, где до сих пор существовало рабство,
вредоносное и для рабов, и для хозяев, и для расцвета экономики, и для развития
мысли. С горечью называл он ее Загоном: «темный загон, окруженный стеною».
С внешней стороны разные беспокойные люди старались проломать к нам
ходы и щелочки и образовали трещины, в которые скользили лучи света. Лучи
эти кое-что освещали, и то, что можно было рассмотреть, — было ужасно. Но
все понимали, что это далеко не все, что надо было осветить, и сразу же пошла
борьба: светить больше или совсем задуть светоч? Являлись заботы о том, чтобы
забить трещины, через которые к нам пробивался свет. Оттуда пробивали, а отсюда
затыкали хламом... (Рассказ «Загон»)
В Загоне жить можно, но только если знаешь обычаи, которые там в ходу.
Если на станции не дают лошадей, надо дать по морде станционному смотри-
телю, и запряжка найдется. Чудак-помещик Всеволожский пытается создать своим
орловским крепостным лучшие условия жизни и строит для них каменные дома, но
не знает, что они там жить не станут, поставят обок курные избы, а дома пустят под
нужник
**
. И на «губернских балах» помещики будут прославлять «ум и чуткость
русского земледельца», который не захотел жить
«в чистом доме» («Загон»).
Лесков дает нам другой, противоположный пример. Честный землемер, же-
лающий добра крестьянам, но хорошо знающий нравы Загона, отводя земельные
участки после отмены крепостного права, берет с них «взятки» школами. Он
обещает мужикам нарезать те угодья, которые им приглянулись, при условии, что
они построят для
своих
детей школу и наймут учителя, — и это будет часто у него
получаться («Смех и горе»).
Загон так долго был уверен, что он житница Европы, что не заметил, как его
полеводство стало из рук вон плохо и угрожает стране бедствием.
Лучшие люди Загона понимали, что рабство должно быть отменено, но не
знали, как это сделать. Во всяком случае, они не верили, что это может быть сде-
*
Горький М
. Жизнь Клима Самгина, т. 1.
**
Забавно, что в наши 60-е годы мой друг писатель Владимир Губин, работавший в Ленгазе
и ответственный за газовые установки в жилых домах, рассказывал мне похожий случай с цыганами.
Чтобы отучить цыган от бродяжничества, им давали квартиры в новых домах на окраине Питера, но
они устраивали в них отхожее место, разводили свиней, а для жизни разбивали шатры во дворе.