ПИСАТЕЛЬ БУДУЩЕГО
13
друга. В дореволюционном издании не было таких вещей, как «Административная
грация», «Железная воля» и «Заячий ремиз», не считая статей и писем. В совет-
ском отсутствовало много названий, среди лучших: «Томление духа», «Жидовская
кувырколлегия», «Сошествие во ад», не было романа «На ножах». Потом вышло
издание, объединяющее эти два: Сочинения в 12 томах, под редакцией В. Троиц-
кого (М., 1989)
*
.
Критика
Как бы ни относиться к Белинскому, но именно он открыл русскому читате-
лю Пушкина и Гоголя еще при их жизни. У Лескова не было такого Белинского.
Прижизненная критика Лескова сегодня кажется попросту жалкой. Вместо ли-
тературного или философского анализа она занималась сведением политических
счетов. Долго не находилось никого, кто мог бы проникнуть в суть этого совер-
шенно особого творчества. Мешали привычные стереотипы: Гоголя относили
к сатирикам, Толстого к потрясателям основ, Лесков не давал материала ни для
того, ни для другого ярлыка. Не сумев классифицировать, его постарались забыть.
Недавнюю парижскую выставку Мориса Утрилло предваряла краткая заметка
о роли этого огромного художника и о критике, которая на десятки лет забыла
о его существовании. «Гораздо удобнее закрыть глаза на то, что невозможно
классифицировать», — писал об Утрилло директор Пинакотеки, устроившей
выставку
**
. Это можно полностью отнести к великому Лескову.
Юрий Тынянов когда-то писал: «Произведение гуляет в веках, каждый раз
поворачиваясь другой своей стороной»
.
Лесков догулял до двадцать первого века,
чтобы стать одним из самых важных для нашего времени русских писателей. Не
зря Лев Толстой говорил: «Лесков — писатель будущего...»
***
Стали появляться
настоящие исследования его прозы.
Полный и глубокий анализ творчества Лескова заинтересованный читатель
найдет в книге блестящего французского филолога и искусствоведа Жан-Клода
Маркадэ. Автор — один из самых больших знатоков русской литературы и живо-
писи (в частности, Малевича и Кандинского). Обратясь к этой книге, читатель не
только получит представление о месте Лескова в русской и мировой литературе, но
будет, кроме того, избавлен от любимых сентенций советского литературоведения
типа «обличение народного бесправия и угнетения, невежества, в котором держали
народ, религиозных суеверий, обиранья народа церковниками»
****
.
*
Объявлено и начало выходить, но, похоже, «застряло»: Полное собрание сочинений в 30 томах,
М., 1996.
**
C’est toujours plus confortable d’ignorer ce qu’on ne peut classer. Marc Restellini, Directeur de
la Pinacotheque de Paris. Выставка «Валадон — Утрилло» (6 марта — 15 сентября 2009 г.).
***
Фаресов А
. Умственные переломы в деятельности Н. С. Лескова // Исторический вестник.
1916. № 3.
****
Книга переведена с французского и вышла в России:
Маркадэ Ж.-К
. Творчество Н. С. Лескова.
СПб., 2006
.