30
            
            
              ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
            
            
              за ничто. На иной взгляд, можно даже назвать его сумасшедшим;
            
            
              да так и делают.
            
            
              Я сказал уже, что в продолжение нескольких лет я не видал
            
            
              между этими людьми ни малейшего признака раскаяния, ни ма-
            
            
              лейшей тягостной думы о своем преступлении и что большая
            
            
              часть из них внутренно считает себя совершенно правыми. Это
            
            
              факт. Конечно, тщеславие, дурные примеры, молодечество, лож-
            
            
              ный стыд во многом тому причиною. С другой стороны, кто мо-
            
            
              жет сказать, что выследил глубину этих погибших сердец и про-
            
            
              чел в них сокровенное от всего света? Но ведь можно же было, во
            
            
              столько лет, хоть что-нибудь заметить, поймать, уловить в этих
            
            
              сердцах хоть какую-нибудь черту, которая бы свидетельствовала
            
            
              о внутренней тоске, о страдании. Но этого не было, положитель-
            
            
              но не было. Да, преступление, кажется, не может быть осмыслен-
            
            
              но с данных, готовых точек зрения, и философия его несколько
            
            
              потруднее, чем полагают. Конечно, остроги и система насильных
            
            
              работ не исправляют преступника; они только его наказывают
            
            
              и обеспечивают общество от дальнейших покушений злодея на
            
            
              его спокойствие. В преступнике же острог и самая усиленная ка-
            
            
              торжная работа развивают только ненависть, жажду запрещен-
            
            
              ных наслаждений и страшное легкомыслие. Но я твердо уверен,
            
            
              что и знаменитая келейная система достигает только ложной,
            
            
              обманчивой, наружной цели. Она высасывает жизненный сок из
            
            
              человека, энервирует его душу, ослабляет ее, пугает ее и потом
            
            
              нравственно иссохшую мумию, полусумасшедшего представля-
            
            
              ет как образец исправления и раскаяния. Конечно, преступник,
            
            
              восставший на общество, ненавидит его и почти всегда считает
            
            
              себя правым, а его виноватым. К тому же он уже потерпел от него
            
            
              наказание, а чрез это почти считает себя очищенным, сквитав-
            
            
              шимся. Можно судить, наконец, с таких точек зрения, что чуть
            
            
              ли не придется оправдать самого преступника. Но, несмотря на
            
            
              всевозможные точки зрения, всякий согласится, что есть такие
            
            
              преступления, которые всегда и везде, по всевозможным законам,