Стр. 23 - КАЛЕВАЛА

Упрощенная HTML-версия

17
«колодец Калевы» и т. д. Слово «Калевала» в?качестве названия поэмы устраивало и
по звучанию, и по содержанию. 28 ноября 1834?года Лённрот рассказал врачу Тикле-
ну о?том, что всю осень он работал над составлением из финских стихов единой по-
эмы, название к?которой он уже нашел: «Калевала»*.
Страна Калевала стала для Лённрота мифической родиной первопредков. Глав-
ные занятия народа Калевалы: скотоводство, охота, рыбная ловля, обработка железа
и земледелие. В Похьеле герои Калевалы сватают невест, в?качестве выкупа выковы-
вают сампо. Хотя в?«Калевале» и происходят схватки между Калевалой и Похьелой,
между родом Калерво и Унтамо, все-таки там в?центре внимания — изготовление
первопредметов: лодки, кантеле, сампо-мельницы, сетей (зачастую — силой закли-
нания). Так же и победы одерживаются — не?мечом, а?магическим словом. Вообще
материал заклинательной поэзии сыграл в?поэме огромную роль.
Как была принята и понята первая печатная версия «Калевалы», опубликованная
в?1835–1836?годах? В. Кауконен писал: «После появления „Калевалы“ родилось опира-
ющееся на „романтическую аксиому“ и десятилетиями утверждавшееся толкование
стихотворного повествования Элиаса Лённрота как подлинного древнего эпоса язы-
ческой эпохи» («Лённрот и „Калевала“»). Согласно этой аксиоме Лённрот всего лишь
собрал песни и нашел каждой из них место в?огромном своде. В этом были убежде-
ны поэт Ю. Л. Рунеберг, фольклорист и первый переводчик «Калевалы» (на шведский
язык) М. А. Кастрен, известный общественный деятель Й. Снельман. Утверждению
взгляда на «Калевалу» как на подлинно народное произведение способствовал немец-
кий ученый Я. Гримм. Мнения К. А. Готтлунда и Д. Эвропеуса, видевших главный ее
недостаток как раз в?отступлениях от народной поэзии, никто и слышать не желал.
А Элиас Лённрот, конечно же, слышал тех и других. Он продолжал собирать песни и
все больше убеждался в?том, что никакой поэмы, охватывавшей все известные темы
и мотивы древней народной поэзии, никогда не?существовало. Поэму надо было, как
он это и делал, сочинять.
3
С 1835 по 1844?год Э. Лённрот совершил еще шесть путешествий по российской
и финляндской Карелии, а?также по территориям, где жили саамы. Он побывал на
Северной Двине, в Архангельске, Каргополе, у?вепсов на реке Оять, в Петербургской
губернии и в Эстонии. Немало песен он собрал в?деревнях Костомукша и Контокки
в?северной Карелии. Наиболее яркие рунопевцы, с?которыми он встретился на этот
раз, — Матели Куйвалатар (Иломантси, Финляндия), сестра Архиппы Перттунена
Моарие (Келловаара), Варахвонта Сиркейни (Ухтуа). (Ученик Лённрота Д. Эвропеус,
проходя по Приладожью, где путешествовал в юности Лённрот, собрал не?одну ты-
сячу строк песен от рунопевцев династий Сиссоненов, Хуохванайненов, Шемейкки.
В Петербургской губернии, на земле ингерманландских финнов, Эвропеус записал
* См.:
Пентикяйнен Ю
. «Калевала» Лённрота. Ваммала, 1985.
«ГРЕЗА ВЕЛИКОГО ПОЭТА»