29
и противоположны друг другу царства Небес и ада. Во-первых, скажет
он, что я слишком высоко поднялся в Божество, что мне это не при-
стало; затем скажет он, что я хвалюсь Святым Духом и должен был бы
тогда и жить сообразно, и доказать это чудесными делами; в-третьих,
скажет он, что я делаю это из желания славы; в-четвертых, скажет он,
что я для этого недостаточно учен; в-пятых, он очень соблазнится ве-
ликой простотой автора, каков уже обычай в мире смотреть только на
возвышенное и соблазняться простотой.
92.
Таким пристрастным умникам я отвечу указанием на праотцев перво-
го мира; они также были незнатными презираемыми людьми, против
которых мир и дьявол неистовствовали и бушевали: как то было во
время Еноха, когда впервые святые отцы стали со властью возвещать
имя Господне; и они также не возносились в теле на небо и не виде-
ли всего очами, но Дух Святой открывался в их духе. То же видим
затем и во втором мире, у святых праотцев, патриархов и пророков;
все они сплошь были лишь простыми людьми, а часть их — даже
пастухами.
93.
Также когда Мессия Христос, сильный в брани, стал человеком в при-
роде, то хотя был князем и царем людей, однако держался в сем мире
в великой простоте и был лишь слугой мира; также и апостолы его
были все лишь бедными и презираемыми рыбаками и работничка-
ми. Да, сам Христос благодарит Отца своего Небесного, что Он «ута-
ил это от премудрых и разумных в сем мире, а открыл младенцам»
(Мф. 11: 25).
94.
Притом видно, что они были равным образом и бедными грешника-
ми и имели в себе оба природных побуждения, злое и доброе. А что
они в проповеди обличали и карали грех мира, да и собственный свой
грех, — это делалось ими по побуждению Святого Духа, а не из жела-
ния славы. И ничем также не обладали они по собственным силам и
способностям и не могли поучать тайнам Божиим, но все совершалось
по побуждению Божию.
95.
Так и я ничего не могу ни сказать, ни написать о себе сам и ничем
похвалиться, кроме того, что я простой человек, к тому же бедный
грешник, и каждый день должен молить: «Господи, оставь нам долг
наш!» — и говорить вместе с апостолами: «Господи, Ты искупил нас
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
К БЛАГОСКЛОННОМУ ЧИТАТЕЛЮ О СЕЙ КНИГЕ