23
ДИК СЭНД
был скуп на слова и жесты. В возрасте, когда дети еще не задумы-
ваются о будущем, Дик осознал свое жалкое положение и твердо
решил «выбиться в люди» своими силами.
И он добился своего: он был уже почти мужчиной в ту пору,
когда его сверстники еще оставались детьми.
Ловкий, подвижный и сильный, Дик был одним из тех одарен-
ных людей, о которых можно сказать, что они родились с двумя
правыми руками и двумя левыми ногами: что бы они ни делали—
им все «с руки», с кем быонинишли—они всегда ступают «в ногу».
Как уже было сказано, Дика воспитывали за счет общественной
благотворительности. Сначала его поместили в приют для подки-
дышей, каких много в Америке. В четыре года его стали учить чте-
нию, письму и счету в одной из тех школ штата Нью-Йорк, которые
содержатся на пожертвования великодушных благотворителей.
В восемь лет врожденная страсть к морю заставила его устро-
иться юнгой на судно, совершавшее рейсы в южные страны. На
корабле он стал изучать морское дело, которому и следует учиться
с детских лет. Судовые офицеры хорошо относились к пытливо-
му мальчугану и охотно руководили его занятиями. Юнга вскоре
должен был стать младшим матросом — несомненно, в ожидании
дальнейшей карьеры. Тот, кто с детства знает, что труд — закон
жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте
лица (заповедь Библии, ставшая правилом для человечества), тот
предназначен для больших дел, ибо в нужный день и час у него
найдется воля и силы для свершения их.
Оказавшись как-то на борту торгового судна, где служил Дик,
капитан Халл обратил внимание на способного юнгу. Бравый мо-
ряк полюбил смелого мальчика, а вернувшись в Сан-Франциско,
рассказал о нем своему хозяину Джемсу Уэлдону. Тот заинтере-
совался судьбой Дика, определил его в школу в Сан-Франциско
и помог окончить ее, воспитывая его в католической вере, которой
придерживалась семья самого судовладельца.
Дик жадно поглощал знания, особенно интересуясь геогра-
фией и историей путешествий, в ожидании того времени, когда
возраст позволит ему изучать ту часть математики, которая име-
ет отношение к навигации. Но он не пренебрегал и практической
подготовкой. Окончив школу, он поступил младшим матросом