28
            
            
              
                Вольтер
              
            
            
              видимо, проводите в наслаждениях и размышлениях, ибо в этом
            
            
              и состоит истинная жизнь духа. Я нигде не видел подлинного
            
            
              счастья, но здесь, вне всякого сомнения, встретил его.
            
            
              После этих его слов философы смущенно потупились, а са-
            
            
              мый откровенный из них честно признался, что все человече-
            
            
              ство, за очень небольшим исключением, отношение к которому,
            
            
              кстати, весьма пренебрежительное, — это свора безумцев, зло-
            
            
              деев и несчастных.
            
            
              — Материального в нас, — добавил он, — вполне достаточно,
            
            
              чтобы беспрерывно творить зло, если принять, что оно — по-
            
            
              рождение материи; но если зло — порождение духа, то и духов-
            
            
              ного в нас хватает с избытком. Знайте, что сейчас, пока мы с вами
            
            
              разговариваем, сто тысяч безумцев, принадлежащих к человече-
            
            
              скому роду и носящих шляпы, и сто тысяч безумцев той же раз-
            
            
              новидности, но носящих чалмы, яростно убивают друг друга.
            
            
              И такое с незапамятных времен происходит по всей Земле.
            
            
              Микромегас содрогнулся и спросил, какова причина такой
            
            
              жестокой распри между столь ничтожными существами.
            
            
              — Несколько кучек грязи размером с ваш каблук, — ответил
            
            
              философ. — Но ни один из миллионов людей, участвующих во
            
            
              взаимном истреблении, не притязает на обладание хотя бы кру-
            
            
              пинкой этой грязи. Война ведется для того, чтобы определить,
            
            
              кому во владение перейдут эти кучки: человеку, которого титу-
            
            
              луют
            
            
              
                султаном,
              
            
            
              или тому, кого по неведомой причине именуют
            
            
              
                кесарем.
              
            
            
              Ни тот, ни другой никогда не видел и не увидит клочка
            
            
              земли, из-за которого ведется война, равно как почти никто из
            
            
              тех, что взаимно уничтожают друг друга, никогда не видел су-
            
            
              щества, ради которого убивает или позволяет себя убить.
            
            
              — О гнусность! — в негодовании вскричал обитатель Сириу-
            
            
              са. — Откуда в них столько неистовой злобы? У меня возникает
            
            
              желание несколькими пинками разнести этот муравейник, оби-
            
            
              талище бессмысленных убийц!
            
            
              — Не трудитесь, — был ему ответ. — Они сами постараются
            
            
              извести себя. Поверьте, лет через десять в живых не останется