23
Рассуждение первое
замужем за принцем; кончилось тем, что за злодеяние это он угодил
в тюрьму, осужденный и покинутый друзьями; дама же обманула его,
и вместо женитьбы выпали на его долю позор, несчастье, а также пре-
зрение всех, кто его знал.
Мне известны многие уважаемые люди, гневно осуждавшие былых
наших королей, к примеру Людовика Сварливого и Карла Красивого,
за убийство их жен —Маргариты, дочери Робера, герцога Бургундско-
го, и Бланки, дочери Отелена, графа Бургундского: обе они были об-
винены в супружеской измене и преданы жестокой смерти в темнице
Шато-Гайяр; так же поступил и граф де Фуа с Жанной д’Артуа. При-
том женщины эти не совершили тех преступлений или проступков,
кои вменялись им в вину: просто-напросто мужья возненавидели жен
своих и, обвинив в любовных шашнях, умертвили, а сами женились
на других.
Вот так же недавно и король Английский Генрих казнил и обезгла-
вил супругу свою Анну Болейн, порешив жениться на другой; король
этот был люто кровожаден и любил менять жен. Так не лучше ли было
ему, как завещал Господь, отвергать их, нежели предавать жестокой
казни? Но, увы, эти господа охочи до свежатинки и желают лакомиться
ею самолично, ни с кем не делясь: проев приданое первой жены, они
заводят себе следующую, которая также приносит немалое богатство,
и никогда не насыщаются вполне. Вот таким был и второй царь Иеру-
салимский Бодуэн, который, обвинив свою первую жену в распутстве,
отринул и прогнал ее, дабы сочетаться браком с дочерью герцога Мали-
терна, ибо за нею давали богатейшее приданое, а он нуждался в день-
гах. Об этом рассказано в «Истории Святой земли». Подобным мужьям
ничего не стоит нарушить Божьи законы и установить свои собствен-
ные, кои позволяют им предавать смерти злосчастных своих супруг.
А вот Людовик Молодой не стал губить жену свою, герцогиню
Элеонору Аквитанскую, когда, вернувшись из похода в Сирию, запо-
дозрил ее в измене, вполне возможно, что и напрасно; он лишь раз-
велся с нею, не пожелав действовать по закону ревнивых мужей, ими
самими установленному противу всякого права и разума; оттого-то и
прославился он среди прочих королей своею добротою, а тех запом-
нили как жестоких и коварных тиранов: сие есть свидетельство со-
вестливой души и поистине христианского его смирения. Даже рим-
ские язычники в большинстве своем поступали в подобных случаях