5
предисловие
Искусство обрамляет славу, придавая ей блеск и величие.
Если кто-либо прославил человечество, бессмертие отпечатывается
в чертах его лица и в блистательных деяниях жизни. Оно запечатлевается
в памяти современников, множит отпечатки в податливом воске воспоми-
наний и четко вписывает их в восприимчивое, доверчивое воображение
детства.
Кто из нас не знает заостренного лица, клиновидной бородки и крас-
ной мантии кардинала Ришелье?
Чрезвычайно живописный облик одного из величайших служителей
Франции предстает перед нами столь ярко и отчетливо, что, возможно,
лишь Цезарев лик и римский профиль Наполеона могут сравниться с ним
в узнаваемости. К тому же следует отметить, что образ императора был
в изобилии умножен на монетах, медалях и в статуях, в то время как карди-
нала эта слава миновала. В частности, щедрый на бронзовые и мраморные
изваяния Париж до сих пор не воздвиг монумента в память об одном из
самых знаменитых своих сограждан, об одном из самых известных госу-
дарственных мужей Франции.
Зато имя Ришелье живо в памяти людской. Его непреклонный, изво-
ротливый, утонченный ум выше нашего небрежения. Его заслуги перед го-
сударством— из тех, что не забываются. Их результат мы ощущаем и сегодня.
Три минувших столетия и произошедшие революции не стерли их послед-
ствий. Человек, давший Франции не подлежащие пересмотру границы,