ДЖЕЙМС ФЕНИМОР КУПЕР
14
«герои — индейцы скорее школы Хекевельдера*, нежели школы
природы». Вполне возможно, что именно в этих словах суть пра-
вильного ответа на выдвинутый упрек. Хекевельдер был ревност-
ным и доброжелательным миссионером, посвятившим себя забо-
те о благе краснокожего и видевшим в нем человека, обладающего
душой, разумом и всеми чертами сотоварища, собрата. В критике
же обнаруживается высокопоставленный агент правительства,
близко знакомый с индейцами, какими их видят члены советов
при распродаже индейских земель, когда внутренние качества
индейцев проявляются в малой степени или не проявляются во-
все и где, как известно, их дурные страсти дают знать о себе в са-
мой полной мере. Делать выводы о всеобщем состоянии амери-
канского общества, видя перед глазами лишь сцены столичного
быта, — то же самое, что, ведя переговоры вокруг одного из таких
соглашений, вообразить, что они-то и являют собой правдивую
картину индейской жизни.
Представить читателю своих героев как образец совершен-
ства — такова привилегия всех создателей художественной лите-
ратуры, особенно тогда, когда их деятельность тяготеет к облаго-
раживанию романов. Именно это является содержанием поэзии,
и полагать, что человек с красной кожей может быть представлен
только в убогой нищете или в состоянии нравственной дегра-
дации, более или менее отвечающим условиям его существова-
ния, — это, в нашем представлении, означает иметь весьма узкий
взгляд на привилегии автора. Такая критика лишила бы мир
даже Гомера.
* Преподобный Джон Хекевельдер (1743–1823) — американский миссионер
англо-немецкого происхождения, один из общины моравских братьев. (
При-
меч. пер.
)