9
ПРЕ ДИС ЛОВИЕ
стране
,
так как между народностями существует такая же разни-
ца, как между одним столетием и другим*.
Мехмет-Али, у которого мамелюкские беи оспаривали власть
над Египтом, однажды приглашает к себе во дворец на праздник
главных начальников этого войска. Как только они входят во
внутренний двор, ворота за ними затворяются. Скрытые на верх-
них террасах албанцы расстреливают их, и отныне Мехмет-
Али — единоличный владелец Египта.
И что же: мы заключаем с Мехметом-Али договоры; он пользу-
ется даже уважением среди европейцев, и все газеты видят в нем
великого человека; его именуют благодетелем Египта. А между
тем, что может быть ужаснее обдуманного убийства беззащитных
людей. Но, по правде сказать, подобные западни узаконены мест-
ными обычаями и невозможностью выйти из положения другим
способом. Вот где можно применить изречение Фигаро: «Ma, per
Dio, l’utilit
a
»**.
Если бы у некоего министра, фамилии которого я не назову,
нашлись под рукой албанцы, готовые расстреливать по его при-
казу, и если бы на одном из парадных обедов он укокошил выда-
ющихся членов левой партии, то
фактически
его поступок был бы
таким же, как поступок египетского паши, но
этически
— во сто
раз преступнее. Убийство не в наших нравах. Но вышеупомяну-
тый министр сместил многих либеральных выборщиков, мелких
чиновников министерства, запугал других и таким способом до-
бился выборов по своему вкусу. Если бы Мехмет-Али был мини-
стром во Франции, он ограничился бы тем же самым; и нет со-
мнения, что французский министр, перенесенный в Египет,
принужден был бы прибегнуть к расстрелу, так как увольнения не
* Не следует ли распространить это правило и на отдельные личности? Оди-
наково ли виновен сын вора, занимающийся воровством, и воспитанный чело-
век, объявляющий себя злостным банкротом? (
Здесь и далее, кроме особо оговорен-
ных случаев, — примечания автора.
)
** А польза, черт возьми! (
ит.
) (
Примеч. ред.
)