Стр. 24 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

20
II
Золотых дел мастер XVI века
Д
а позволят нам читатели, раз уж мы нарисовали портрет
Бенвенуто Челлини и упомянули его имя, углубить чисто
литературную тему нашего повествования и сделать неболь-
шое отступление, рассказав об этом необыкновенном человеке,
вот уже более двух месяцев жившем во Франции, ибо ему суждено
стать, о чем легко догадаться, одним из главных персонажей книги.
Однако сначала скажем несколько слов о том, что представлял
собой ювелир в XVI веке.
Есть во Флоренции мост, называемый Старым мостом. Он еще
и поныне застроен домами; в этих домах помещались мастерские
золотых и серебряных изделий.
Правда, то не были изделия в современном понимании: выдел-
ка золотых и серебряных вещей в наши дни — ремесло, прежде это
было искусство.
Потому-то и не было на свете ничего чудеснее этих мастерских
или, вернее, предметов, их украшавших; были там округлые оник-
совые кубки, опоясанные извивающимися драконами, — сказочные
чудовища вздымали головы, простирали лазурные крылья, усы-
панные золотыми звездами, и, разинув огнедышащие пасти, гроз-
но смотрели друг на друга своими рубиновыми глазами. Были там
агатовые кувшины, увитые веткой плюща, — изгибаясь в виде руч-
ки, она закруглялась над самым горлышком, а в изумрудной листве
скрывались чудесные райские птицы, покрытые эмалью; они были
совсем как живые, так и казалось, что вот-вот запоют. Были там
урны из ляпис-лазури, над ними свешивали головки, словно соби-
раясь утолить жажду, две ящерицы, вычеканенные так искусно, что
всякому, кто глядел на их переливчатые золотые спинки, чудилось,
будто и чуть слышный шорох вспугнет ящериц и они укроются