12
            
            
              Афродита
            
            
              в тех пределах, которые обеспечивают и другому подобное же право,
            
            
              и показать, что нет под солнцем ничего священнее плотской любви
            
            
              и ничего прекраснее человеческого тела.
            
            
              Такова нравственность народа, создавшего Акрополь; и, рискуя
            
            
              показаться банальным, я могу добавить, что она свойственна так-
            
            
              же всем величайшим людям, так как вполне доказано, что высокие
            
            
              умы — будь то художники, писатели, полководцы или государствен-
            
            
              ные деятели — никогда не видели ничего недозволенного или не-
            
            
              приличного в величественной терпимости этой морали. Аристотель
            
            
              начинает самостоятельную жизнь, растрачивая наследство с разврат-
            
            
              ными женщинами; именем Сафо называют порок; Цезарь — moechus
            
            
              calvus; но и Расин, кажется, не чуждается актрисок, а Наполеон — не
            
            
              жалует воздержание. Романы Мирабо, греческие стихи Шенье, пере-
            
            
              писка Дидро и небольшие произведения Монтескьё по смелости мо-
            
            
              гут соперничать с творчеством Катулла. А самый суровый, трудолю-
            
            
              бивый, почти святой французский писатель — Бюффон? Вот что он
            
            
              пишет о любовных историях: «Любовь! Отчего же ты делаешь счаст-
            
            
              ливыми все живые существа и лишь человека — несчастным? Отто-
            
            
              го, что в этой страсти лишь плотская сторона прекрасна, а нравствен-
            
            
              ная — ничего не стоит».
            
            
              * * *
            
            
              Как же так? Почему, вопреки головокружительной смене античных
            
            
              представлений, прекрасная греческая чувственность озаряет самые
            
            
              возвышенные умы?
            
            
              Чувственность — таинственна, она созидательна и необходима для
            
            
              умственного развития. Тот, кто не сумел до конца прочувствовать —
            
            
              чтобы полюбить или, наоборот, проклясть — потребностей плоти, уже
            
            
              только поэтому не способен понять всей полноты потребностей духа.
            
            
              Подобно тому как красота души заставляет светиться лицо, так же и
            
            
              мужественное совершенство тела само по себе способно обогатить
            
            
              мозг. Когда Делакруа хотел оскорбить мужчин, будь то насмешники
            
            
              над Рубенсом или хулители Энгра, ему хватало одного ужасного сло-
            
            
              ва: «евнухи!».