у помудревших стариков, доживающих свой многотруд-
ный век.
Широкими мазками гуаши наносит художник контур
огромной — во весь горизонтальный разворот — фигу-
ры Льва; помещенная частью в огненно-красный, частью
в пылающий охрой цвет, она особенно трагична. Это под-
линный шедевр. Иллюстрации были созданы еще в начале
1960-х годов, и, отвергнутые за невозможную в то время
смелость решения издательством «Детская литература»,
полвека ждали своего часа.
Вернувшись к натурным рисункам, на одном из них
я неожиданно встретила этого льва — такого же, как на
иллюстрации, где он с взлохмаченной гривой, страшно
распахнув пасть, издает мощный трагедийный рык. Но
только — почти такого же. В фигуре реального льва, уви-
денной и запечатленной Трауготом, этой трагедийности
не было. Ее придала льву интуиция художника. Живой лев,
увиденный Валерием в зоопарке, преобразовался во льва
из толстовской притчи, правда жизни стала убедительным
фактом искусства.
Книгу с рассказом «Лев и собачка» достойно издала
петербургская «Речь», как и тибетскую народную сказку
«Глупый тигр» (впервые скромно появившуюся на свет
в 1963 году), где по-импрессионистически лаконично, но
с исчерпывающей художественной полнотой выражена
сущность дикого и мудрого зверя, и в этот раз увиденная
в натуре и уже буквально повторенная в иллюстрации.
Дмитрий Фомин в нашей совместной книге «Линия, цвет и
тайна Г. А. В. Траугот», в главе «На пиру богов», тонко подме-
тил трауготовскую трактовку сказки: «Иллюстрации бле-
стяще опровергали основной посыл текста, призванного
возвеличить человеческую силу и мудрость. Невзрачную
фигуру убийцы (охотника —
Л. К.
) полностью затмевал ска-
зочный образ тигра, представленный во всем великоле-
пии, в блеске радужного сияния, сотканный из тончайших
переливов по влажной бумаге».
Звери и птицы, и даже змеи для Валерия Георгиевича
Траугота, по выражению Д. Фомина, — «олицетворение
величия, мудрости и красоты природы». Художник умел
пластично и грациозно, с тончайшим художественным
вкусом запечатлевать животный мир в его первозданном,
естественном виде. Весь этот книжный «бестиарий» вдох-
новенно рождался им по свежим следам бесчисленных
впечатлений, путем глубокого постижения натуры — ди-
ких зверей и домашних животных, изображения которых
частично представлены в этом альбоме.
Лидия Кудрявцева