12
высокие лестницы, чтобы девушке-монтеру можно
было дотянуться до проводов с висячей лампочкой.
Вертикальная конструкция, выстроенная в центре
листа, зрительно неустойчивая и шаткая, поддер-
жана уравновешенными формами стоящего рядом
собора Спаса на Крови. Но для художника главный
интерес представляет не увиденный сюжет, а снег,
заваливший все вокруг, мокрый, тяжелый, вязкий,
почти осязаемый. И девушка, работающая в снежной
буре, в литографии Каплана становится метафорой
преодоления чужой слепой силы, знаком все той же
борьбы человека за жизнь. В скромной композиции
возникает образ, в котором как будто сконцентри-
рована энергия сопротивления.
Вариант той же темы, лист «Ремонт троллейбус-
ных путей» (1945), построен так же: в центре возведе-
на вертикаль, — это улица Гороховая (в те времена
Дзержинского) перекрыта грузовиком с подъемни-
ком, с которого чинят провода. И вновь художника
больше волнует атмосфера, чем действие. Он изоб-
ражает ливень, изменяющий облик обычной го-
родской улицы, создает образ стихии, мешающей
человеку, требующей от него особенного, победи-
тельного усилия.
Законченные композиции производят глубокое
впечатление. Однако при сравнении их с многочис-
ленными набросками, которые остались в десятках
альбомов, начинаешь понимать, как непросто было
Каплану найти тот монументальный и одновременно
поэтический образ, как долго он искал не только ту
единственную композиционнуюформулу, что могла
его устроить, но и наиболее точное цветовое, не-
смотря на монохромность, решение. Черно-белые
отношения позволяют развернуть все многообра-
зие оттенков и нюансов, какие можно извлечь из
этих главных цветов. И Каплан блестяще использо-
вал весь известный и доступный ему арсенал худо-
жественных приемов. Но все же в некоторых листах
появляется цветная подложка, добавляющая необ-
ходимые акценты тем или иным литографиям.
Удивительно, но графику Каплана можно рас-
сматривать в разных плоскостях — визуальной,
временной, даже звуковой. В большей части лито-
графий есть почти физически ощутимая замедлен-
ность времени — медленно движутся люди, мед-
ленно падает снег. Художник нашел возможность
передать очень сложное состояние смертельно
уставшего города, который с таким трудом прихо-
дит в себя. Точно так же он сумел добиться особого
звучания — в его листах есть и тишина летящего
снега, и разные звуки: дождя, ливня, ветра.
Рисунки сохраняют живое движение карандаша,
его стремительный напор, его выразительные ка-
чества. В набросках, собранных в многочисленных
альбомах, чувствуется совершенно иная энергети-
ка. Они наполнены иными ритмами, подчеркнуты-
ми главным инструментом в руках художника —
штрихом. Какое разнообразие! Какая уверенность,
точность, быстрота, как будто карандаш торопится
успеть за каким-нибудь работающим ковшом или
другим увиденным на набережных механизмом.
Примечательны по точности наблюдения жанро-
вые сценки на оживших улицах. На первый взгляд,
они напоминают блокадные композиции В. М. Ко-
нашевича, Н. И. Дормидонтова, Г. П. Фитингофа. Вот
очередь на остановке автобуса, вот по мостовой
женщина везет ребенка на санках, вот по тротуа-
ру бежит мальчишка. Однако это уже не война, это
все еще трудная, но, безусловно, жизнь. Героями
многих листов становятся влюбленные — и всегда
рядом с девушками моряки, согласно старой тра-
диции приморского города. И встречаются они на
набережных, в Летнем саду, на Марсовом поле —
любимых местах самого Каплана.