Оплата  |  Доставка  |  Контакты
Вход | Регистрация
Корзина (0)


Следите за нашими новостями:


Личный кабинет

E-mail:

Пароль:




Забыли пароль

Василий ГЕЛЬМЕРСЕН

Василий Васильевич Гельмерсен (11 (23) августа 1873 — 9 декабря 1937) — художник-силуэтист. Происходит из старинного дворянского рода Гельмерсенов.

Учился в гимназии при лютеранской церкви Святой Анны, а затем на юридическом факультете Петербургского университета. В 1899 году окончил университет и определился на службу в контроль Министерства Императорского Двора. Продвинулся по служебной лестнице от помощника бухгалтера до надворного советника, камер-юнкера в 1908. Однако бюрократическая карьера не привлекала его, и в 1914 году Гельмерсену удалось перейти из министерской конторы на работу в дворцовую библиотеку Николая II, где он стал старшим помощником заведующего библиотекой.

К тому времени Гельмерсен был уже известен как художник, автор силуэтов. С начала 1900-х годов его работы представлены на выставках в Академии художеств. Он известен за рубежом. Среди прочего, им созданы иллюстрации к «Евгению Онегину», «Войне и миру», «Мёртвым душам», «Герою нашего времени», «Выстрелу» Пушкина.

После революции и национализации дворцовой библиотеки, Гельмерсен был назначен её заведующим. В 1923 году стал научным сотрудником Русского музея, в 1925 — перешёл на работу в Академию наук. В 1929 году попал под кампанию по выявлению «социально-чуждых и контрреволюционных элементов» и был уволен, а в 1930 — арестован.

Отбывал заключение на Соловках и в Медвежьегорске на строительстве Беломорско-Балтийского канала.

В лагере Гельмерсен был вторично осуждён в 1937 году и расстрелян 9 декабря 1937, захоронен на территории современного мемориального кладбища Сандармох.

Свою лучшую серию силуэтов (более 100) Гельмерсен создал, иллюстрируя «Евгения Онегина».

В 1909 году в шеститомном Венгеровском издании Пушкина была опубликована одна из иллюстраций Гельмерсена к «Евгению Онегину», и о художнике узнала и широкая публика. Позже А. М. Эфрос писал: «… (этот) рисунок Гельмерсена стал классическим. Он казался залогом скорого триумфа нового мастера пушкинской графики. Мы ждали, что не сегодня завтра появится гельмерсеновский „Евгений Онегин“, со всем циклом своих силуэтов, и займет подобающее место среди иллюстраций к Пушкину.»

Н. О. Лернер готовил издание «Евгения Онегина» с силуэтами Гельмерсена, но по каким-то причинам, оно так и не состоялось. Вероятно, этому помешала первая мировая война, а затем — революция.

В 1934 г. директор Гослитмузея В. Д. Бонч-Бруевич приобрел у вдовы пушкиниста Лернера 102 силуэта Гельмерсена к «Евгению Онегину» (хранятся в музее; описание приведено в «Каталогах Государственного литературного музея»: Вып.7. М., 1948). К столетней годовщине смерти Пушкина музей решил выпустить издание романа с иллюстрациями Гельмерсена, но осуществить эти планы не удалось. По крайней мере, эти иллюстрации были выставлены в залах Государственного исторического музея на Всесоюзной юбилейной пушкинской выставке в 1937 г. В 1941 году была предпринята вторая попытка выпустить иллюстрированное Гельмерсеном издание, но в этот раз опять помешала война…

И лишь в 1993 году в издательстве «Московский рабочий» вышла книга «Евгений Онегин в силуэтах Гельмерсена».