Следите за нашими новостями

         

 

 

Яндекс.Метрика

Алексей Леонидович ДМИТРЕНКО

Родился 4 июля 1971 года в Ленинграде. 

В 1994 году окончил Санкт-Петербургский государственный технический университет с дипломом инженера-физика (по специальности биофизика). В 1994–1996 годах обучался в Русском христианском гуманитарном институте на отделении «Русская история и культура» (не закончил). В 1996 году был принят в очную аспирантуру Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена на кафедру русской литературы XX века, которую окончил в 1999 году. Тема диссертации: «Поэтика Константина Вагинова». 

В 1997–1999 годах работал редактором в издательстве «Феникс», где занимался сбором материалов для альманахов «Минувшее» (выпуски № 19–25). Помимо текущей работы подготовил восемь авторских публикаций для этого альманаха и других исторических альманахов издательства «Феникс» («Невский архив», «Лица»). Параллельно занимался источниковедческими и архивными разысканиями и участвовал в деятельности «Биографического института Studia biographica», предоставлявшего архивное обеспечение для словаря «Русские писатели: 1800–1917». 

С 1999 года публикует статьи по истории фотографии, рецензии на выставки современного искусства, обзоры художественной жизни в журналах «Новый мир искусства», «СПб Собака ru», в газете «На Невском» и в др. 

Автор двух книг стихов: «Стихотворения» (СПб., 1993) и «Les sentiments sublimes» (СПб., 2000; под псевдонимом Иван Колосов). Публиковал собственные поэтические произведения также в альманахах и периодических изданиях. 

С 1998 года принимал участие в осуществлении ряда проектов Новой академии изящных искусств. В частности, был одним из организаторов поэтических чтений в Летнем саду в мае 2000 года. Совместно с Тимуром Новиковым составил сборник стихотворений «Anthologia neoacademica, или Свежие цветы лирической поэзии» (СПб., 2000), в который вошли произведения молодых поэтов, близких к Новой академии. 

Был куратором выставок «Моисей Наппельбаум: Избранные фотографии» в Музее Новой академии изящных искусств (октябрь 1998; совместно с Тимуром Новиковым) и «Петроградские поэтические объединения 1920-х годов» в Музее Института русской литературы (Пушкинский Дом) (апрель-май 2000). В 1999–2000 годах принимал участие в создании ряда выпусков программы «DEMO» на 6 канале Санкт-Петербурга. 

С 2000 года сотрудничает с музеями и антикварными галереями Москвы и Санкт-Петербурга в качестве специалиста по истории фотографии. В 2001–2002 годах работал экспертом антикварного отдела галереи «Derbylius» (Милан). 

Является автором более пятидесяти научных публикаций по истории русской литературы, участвовал в работе нескольких международных конференций по русской филологии. В 1999 году получил грант Института «Открытое общество (Фонд Сороса)» на исследования в рамках проекта «Петроградские литературные объединения 1920-х годов» (грант № ОАЕ813). 

Как составитель, автор статей и комментариев принимал участие в подготовке следующих книг: 

• Наппельбаум Ф. Стихи. СПб., 1993 (составление совместно с Е. М. Царенковой; [подготовка текстов]); 

• Рыкова Н. Стихи прошедших лет: 1922–1988. СПб., 1993 ([составление и подготовка текстов совместно с автором]); 

• Вагинов К. Петербургские ночи. СПб.: Гиперион, 2002 (подготовка текстов, комментарии, статья); 

• Хармс Д. Случаи и вещи. СПб.: Вита Нова, 2003 (2-е изд., испр. и доп.: 2007) (составление и комментарии совместно с Вл. Эрлем); 

• Александр Алексеев: Диалог с книгой. СПб.: Вита Нова, 2005 (составление, статья); 

• Гильдебрандт-Арбенина О. Девочка, катящая серсо...: Мемуарные записи. Дневники. М.: Молодая гвардия, 2007 (составление, статья, отдельные комментарии); 

• Хармс Д. Тетрадь: Стихи и проза для детей. СПб.: Вита Нова, 2007 (2-е изд., испр. и доп.: 2010) (составление и статья о художнике Ю. Штапакове); 

• Альбом Ольги Гильдебрандт-Арбениной: Факсимильное воспроизведение. СПб: Вита Нова, 2009 (комментарии); 

• Случаи и вещи Случаи и вещи: Даниил Хармс и его окружение. Материалы будущего музея: Каталог выставки в Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского 8 октября — 5 ноября 2013 года. СПб.: Вита Нова, 2013 (составление, предисловие, отдельные комментарии; общая редакция); 

• Воспоминания Николая и Марины Чуковских. М.: Книжный клуб 36.6, 2015 (отдельные комментарии); 

• Олейников Н. Служение науке: Полное собрание поэтических произведений. СПб.: Вита Нова, 2016 (составление, подготовка текста и примечания совместно с А. Олейниковым); 

• Даниил Хармс глазами современников. СПб.: Вита Нова, 2017 (составление, отдельные комментарии; общая редакция совместно с В. Сажиным). Готовится к печати. 

В 1999–2002 годах в качестве литературного и научного редактора сотрудничал с различными петербургскими издательствами, главным образом, в издательстве «Новый мир искусства», «Инапресс» и в «Издательстве Ивана Лимбаха». С 15 мая 2002 года начал работать ведущим редактором издательства «Вита Нова». С июня 2007 года — главный редактор. Является куратором книжных серий «Рукописи», «Жизнеописания», «Фамильная библиотека: Парадный зал», «Фамильная библиотека: Священные тексты», «Библиотека великих писателей», «Новая библиотека поэта».  

Является куратором проекта «Художник Александр Алексеев (1901–1982): Возвращение на Родину», в рамках которого в 2005–2011 годах впервые на родине художника были выпущены четыре издания с иллюстрациями Алексеева («Братья Карамазовы» Ф. Достоевского, «Анна Каренина» Л. Толстого, «Доктор Живаго» Б. Пастернака и «Записки из подполья. Игрок» Ф. Достоевского), выпущена книга о нем, проведены вечера памяти художника и его выставки в Меншиковском дворце (Санкт-Петербург), в фонде «Русское Зарубежье» (Москва) и в Российском фонде культуры (Москва).  

В период работы в издательстве «Вита Нова» принимал участие в многочисленных передачах на радиостанции «Эхо Москвы», «Фонтанка ФМ» и др., в телевизионных программах «Культурный слой» (5 канал, Санкт-Петербург) и др. Научный консультант двух полнометражных документальных фильмов: о А. Введенском «Введенский: Кругом возможно Бог» (2005) и о Д. Хармсе «Другая линия» (2006) (оба — «Центрнаучфильм», режиссер В. Уризченко). 

В 2011 году совместно с А. Захаренковым выступил инициатором создания на базе издательства «Вита Нова» коллекции, посвященной Д. Хармсу и его окружению. Является куратором выставочных и научных проектов, связанных с этой коллекцией (к маю 2017 года насчитывает более 400 единиц хранения, в том числе рукописи и личные вещи Д. Хармса, Я. Друскина, автографы А. Введенского, редкие издания и оригиналы иллюстраций). В наиболее полном объеме коллекция экспонировалась на двух выставках под названием «Случаи и вещи» в Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского (Санкт-Петербург, октябрь — ноябрь 2013) и в рамках Платоновского фестиваля (Воронеж, июнь — июль 2014).