Стр. 8 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

6
иконопись, европейское Возрождение, чувственное и раци-
ональное, постижение которых привело к рождению аван-
гарда в живописи, конструктивизма в архитектуре, непред-
метности в скульптуре и, наконец, величайшим открытиям
нового театра XX века. Всё это начиналось и зарождалось
в России, но было отобрано у неё, украдено властью. Вла-
стью, которая не хотела слышать ни о каких законах, кроме
своих собственных. Как написано было на портале одного
советского театра: «Наша театральная система — система
исторического материализма».
Кочергин в своей книге возвращает нас к открытиям, ис-
следованиям формы, так активно развивавшимся в начале
XX века и особенно в 20-е годы, продолжившим во многом
исследования Леонардо и потом «отправленным в ссылку»
в Германию, Францию, Италию и, наконец, в Америку. Кочер-
гин возвращает нам их и во многом, на мой скромный взгляд,
развивает и конкретизирует их.
Думается, художники сами напишут и скажут, насколь-
ко эта книга актуальна и важна для них, я могу только ска­-
зать — этот текст, эти рисунки, чертежи, упражнения не-
обходимы как хлеб насущный и в процессе становления
режиссёра, независимо от того, учит ли его кто-нибудь или
он учит себя сам. Да что там: прочитанные страницы будут
жадно востребованы любым большим мастером режиссуры,
ибо без знания многого из того, о чём пишет Кочергин, никак
нельзя стать Мастером. Конечно, талант многое способен
постичь интуитивно. «Понял, то есть почувствовал», — лю-
бил приговаривать Станиславский, но почувствовав, понять,
выразить это понимание-чувство, протранслировать, сфор-
мулировать его не менее важно. Ведь так часто в нашем де­
ле мы остаёмся одарёнными косноязычными полунемыми.
Хотя и стараемся, говоря словами Шекспира, «брать самые
высокие ноты». Но нотной грамоты мы не знаем. Более того,