Стр. 7 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

5
Об открытиях открытий
книги Эдуарда Кочергина
* * *
Книгу Эдуарда Кочергина «Категории композиции. Катего-
рии цвета» я, можно сказать, проглотил залпом.
Я понимаю, это странно звучит по отношению к серьёз-
нейшей исследовательско-образовательной литературе.
Знаю также, что теперь много раз буду перечитывать книгу
с карандашом в руке: что-то подчеркнуть, во что-то вглядеть-
ся, где-то поставить знак вопроса — вопроса не к автору,
а к себе — чтобы понять, что написано, надо кое-что узнать,
хотя до этого тебе казалось, что узнавать необязательно,
что-то запомнить, что-то просто вызубрить. Есть всё-таки
истины, которые стоят того, чтобы их зазубривали. Я выпил
эту книгу одним глотком, потому что обнаружил многое, по
чему испытывал и испытываю жажду в своей профессии. За-
коны! Неопровержимые истины! Зная, понимая и исповедуя
которые, можно открывать новые законы и новые истины.
Не зная и не понимая которых, ты остаёшься в самом луч-
шем случае талантливым примитивистом. И ещё хорошо,
если талантливым, а если просто примитивистом… или ещё
хуже — примитивным.
Советский период истории отнял у русского искусства
многие его вершинные достижения; отнял, казалось бы, на-
всегда законы пространственной композиции, законы жиз-
ни человека и предмета в пространстве — всё то, чем со-
знательно или подсознательно занимались древнерусская